Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Моя фотография


I work at a music school for over 30 years. Solfege is my favorite subject  .

Поиск по этому блогу

понедельник, 26 февраля 2018 г.

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын). ,Telegrafische Depeschen Walzer, Op.195 / Вальс "Телеграфные депеши"

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын). ,Telegrafische Depeschen Walzer, Op.195 / Вальс "Телеграфные депеши"





                                          

Рукопись вальса "Телеграфные депеши"  - старейшая сохранившаяся полная партитура, написанная собственной рукой Штрауса; её страницы в кляксах говорят о том, с какой скоростью композитор воплощал мысли на нотном стане; этот факт подтверждается его братом Эдуардом, который написал в семейной биографии "Erinnerungen" ("Воспоминания"), 1906 г., что Иоганн был самым быстрым из трёх братьев в инструментовке. "Телеграфные депеши" были сочинены в Павловске и там же впервые исполнены под управлением Иоганна 6 сентября 1857 г. (25 августа по российскому календарю) на четвёртом бенефисе в вокзале. "Венская всеобщая театральная газета" 16 октября 1857 г. сообщила, что новой произведение стало сенсацией для русской публики, и Иосиф Штраус представит его на первом венском исполнении (как и "Цецилию-польку" Иоганна) со Штраус-оркестром на собственном бенефисе в Фольксгартене в воскресенье 18 октября. Газета призывала обратить внимание на коду, в которую Иоганн вплёл короткую цитату из популярной народной песни: "Ja nur ein' Kaiserstadt, ja nur a Wien" ("Да, только один императорский город, да только одна Вена") из зингшпиля (музыкальной комедии) "Алина, или Вена в другой части света" 1822 г. авторства Адольфа Бойерле на музыку Венцеля Мюллера.
Популярность Иосифа Штрауса обеспечила небывало большой приток в Фольксгартен публики, которая хотела послушать его исполнение вальса "Телеграфные депеши", которые Иоганн прислал из России. Критик из театральной газеты писал 20 октября, что эмоции, с которыми публика приветствовала уже известные сочинения, возросли ещё больше, когда Иосиф продирижировал венской премьерой "Телеграфных депеш" и "Цецилии-польки" (позже переименованной в "Ольгу-польку", соч. 196). Обозреватель продолжал: "В этих двух вещах неистощимые мелодии Иоганна поданы самым замечательным образом, ибо эти танцы создают солшеюную гирлянду самых оригинальных и запоминающихся мелодий, которые вытекли из-под пера Штрауса. Они получили восторженную овацию и много бисов".
Когда Иоганн написал вальс "Телеграфные депеши", телеграф уже был частью обыденности XIX столетия. Быстрое развитие телеграфных систем началось после открытия передачи сигналов по проводу с помощью электрических импульсов. Работы пионеров игольного телеграфа, таких как Ханс Кристиан Эрстед (1819) или сэр Чарльз Уитстоун (1837) были усовершенствованы с помощью новых электромагнитов. С помощью электромагнита Сэмюэль Морзе создал простой телеграфный ключ, который при нажатии замыкал цепь и посылал сигнал удалённому приёмнику. В интродукции к вальсу Штраус изображает стук телеграфного ключа и молниеносный перелёт послания к пункту назначения. Основанная в 1847 г. в Берлине фирма "Сименс и Хальске", которая производила телеграфную технику, быстро распространила телеграфные сети по всей Германии, через несколько лет открыла производственные филиалы в Санкт-Петербурге (1855), Лондоне (1858) и Вене (1879). Иоганн, конечно, был в курсе технических новинок, но, несомненно, на выбор названия вальса повлияла и глава из его личной жизни, произошедшая за год до того. Когда по деловым соображениям он отсрочил возвращение в Вену осенью 1856 г., венская пресса тут же пустила слух, что он женился в Петербурге, и прочитанная новость просто-таки изумила Иоганна. Находясь в российской столице, вполне ещё холостой король вальсов послал яростное опровержение слухов при помощи... телеграфа!"
Питер Кемп