Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Матвей Блантер / Matvey Blanter. Колыбельная


Матвей Блантер / Matvey Blanter
Колыбельная
Матвей Исаакович Блантер (10 февраля 1903, Почеп — 27 сентября 1990, Москва) — советский российский композитор. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Герой Социалистического Труда (1983).
Учился в Курском музыкальном училище (по классам фортепиано и скрипки), в 1917-19 - в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920-1921).
Деятельность Блантера как композитора началась в эстрадно-артистической студии «Мастерская H. M. Форрегера» («Мастфор»). В 1926-1927 руководил музыкальной частью Ленинградского театра сатиры, в 1930-31 - Магнитогорского драматического театра, в 1932-33 - Горьковского театра миниатюр.
Сочинения 20-х гг. связаны в основном с жанрами лёгкой танцевальной музыки. Блантер является одним из видных мастеров советской массовой песни. Им созданы произведения, овеянные романтикой Гражданской войны: «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе» (1935). Популярны казачьи песни «В путь-дорожку дальнюю», «Песня о казачке» и «Казаки-казаченьки», молодёжная «С нами поёт вся страна» и др.
Всемирную известность приобрела «Катюша» (cл. М. В. Исаковского, 1939); в период 2-й мировой войны 1939-45 эта песня стала гимном итальянских партизан; в Советском Союзе мелодия «Катюши» получила распространение с различными текстовыми вариантами. В эти же годы композитором созданы песни «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Штурвальный с «Марата»«; «Под звёздами балканскими» и др.
Глубоко патриотическое содержание отличает лучшие песни Блантера, созданные в 50-60-е гг.: «Солнце скрылось за горою», «Перед дальней дорогой» и др. Высокие гражданские мотивы композитор сочетает с формой непосредственного лирического высказывания. Интонации его песен близки русскому городскому фольклору, лирику он нередко соединяет с жанрами плясовой песни («Катюша», «Лучше нету того цвету») или марша («Летят перелётные птицы» и др.). Особое место занимает в его творчестве жанр вальса («Моя любимая», «В лесу прифронтовом», «Улица Горького», «Песня о Праге», «Подари мне на прощанье», «Кружатся пары» и др.).
Песни Блантера написаны на сл. М. Голодного, В. И. Лебедева-Кумача, К. М. Симонова, А. А. Суркова, М. А. Светлова. Более 20 песен создано в содружество с М. В. Исаковским. Автор оперетт: «Сорок палок» (1924, Москва), «На берегу Амура» (1939, Московский театр оперетты) и др. Государственная премия СССР (1946).
 


 
Музыка: М.Блантер Слова: М.Исаковский

Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким деткам
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,
Баюшки, баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
Детскую душу твою.
Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Спи, мой малыш, вырастай на просторе,
Быстро промчатся года.
Смелым орленком на ясные зори
Ты улетишь из гнезда.
Ясное небо, высокое солнце
Будут всегда над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.


 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий