Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

суббота, 20 апреля 2019 г.

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Zigeunerin-Quadrille, Op.24 / Кадриль "Цыганка"

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Zigeunerin-Quadrille, Op.24 / Кадриль "Цыганка".




                                         


"Кадриль "Цыганка" стала вторым из танцев, которые Иоганн Штраус-младший составил на основе сочинения для сцены Майкла Уильяма Балфа (1808-70), ирландского композитора. В этот раз Штраус собрал кадриль из мелодий самой успешной оперы Балфа: "The Bohemian Girl" ("Цыганка") по мотивам новеллы Мигеля Сервантеса "La Preciosa" ("Цыганочка", букв. "Драгоценная" или "Прелестная"). Премьера оперы прошла в театре Друри-Лейн в Лондоне 27 ноября 1843 г., а венский театр "Ан дер Вин" поставил показал оперу под названием "Die Zigeunerin" 24 июля 1846 г.; всего же там состоялось 31 представление оперы до снятия с репертуара в конце марта 1848 г.
В этот раз успешная премьера в театре была сигналом для взрыва яростного сочинения в среде венских музыкальных композиторов, среди которых был и Иоганн Штраус-старший, состязавшийся с другими в составлении кадрилей из мелодий новой работы. Обоих Штраусов, отца и сына, привлекла "Цыганка", и каждый торопился вплести её мелодии в шесть чётко определённых фигур, составляющих популярный бальный танец. На этот раз гонку выиграл младший: его кадриль "Цыганка" впервые прозвучала в казино Доммаера в Хитцинге 2 августа 1846 г. И только 11 августа на летнем празднике в Фольксгартене отец представил одноимённую кадриль.
Любопытно, что кадрили и младшего Иоганна, и старшего заимствуют шесть одних и тех же тем из оперы Балфа, но только две из них (включая вторую в симпатичной секции "Финал") располагаются на одинаковых позициях в разных кадрилях. Также любопытно, что ни один из двоих не задействовал самую популярную арию оперы: "I dream't I dwelt in marble halls" ("Мне снилось, что я жила в мраморных залах"). Первая фигура ("Панталоны") кадрили младшего Штрауса полностью цитирует весёлый галоп из первого акта "Цыганки", тогда как в работе отца его почему-то вовсе нет".
Питер Кемп

Комментариев нет:

Отправить комментарий