Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Krönungslieder Walzer, Op.184 / Вальс "Коронационные песнопения"
"Вальс "Коронационные песнопения" это
первое из двух сочинений (второе - вальс "Сувенир из Ниццы", соч.
200), которое Иоганн Штраус посвятил "с глубочайшим уважением её
величеству Марии Александровне, императрице всероссийской". Императрица,
бывшая принцесса Максимилиана Вильгельмина Мария Гессен-Дармштадтская
(1824-80), дочь великого герцога Людвига II Гессенского, получила русское имя
после замужества в 1841 г. с великим князем Александром Николаевичем (1818-81),
старшим сыном царя Николая I. По смерти последнего 2 марта 1855 г. в дни
Крымской войны сын наследовал трон как царь Александр II. Марии Александровне
предстояло родить мужу шестерых сыновей (в их числе будущего царя Александра
III) и двух дочерей.
Иоганн Штраус начал первый концертный сезон в павильоне
павловского вокзала под Санкт-Петербургом 18 мая 1956 г. (6 мая по российскому
календарю). Его появление с самого начало привлекло внимание российской
императорской семьи; например, великий князь Константин посетил три концерта
Иоганна, а его жена великая княгиня Александра Иосифовна, композитор-любитель,
побывала не меньше чем на 19-ти. Даже царь Александр II присутствовал на двух
концертах Штрауса, хотя записей о визитах царицы в подробном дневнике альтиста
Ф. А. Циммермана нет. Впрочем, почти наверняка Мария Александровна была на
балу, который царь давал 8 августа (27 июля), и на котором играли Штраус с
оркестром. Удовольствие императора от игры Штрауса было таково, что, согласно
сообщению "Венской театральной газеты" от 4 сентября 1856 г. венского
капельмейстера царь направил на коронационные празднования в Москве 7 сентября
(26 августа), чтобы тот дирижировал оркестром на придворном празднике и на
балу, который чрезвычайный и полномочный посол Австрии князь Пауль Эстергази
давал для российского императорского двора. Иоганн отметил коронацию двумя
праздничными сочинениями: коронационным маршем (соч. 183) и вальсом
"Коронационные песнопения". Последняя работа, в которую вплетены
русские мелодии, впервые исполнялась в Павловске 14 (2) августа на втором
бенефисе Штрауса вместе с французской полькой "Незнакомка" (соч.
122), а всего за время концертов Штрауса в Павловске она прозвучала 32 раза. В
письме к венскому издателю Карлу Хаслингеру от 14 (2) сентября Штраус привлёк
его внимание к новым вальсу и польке, "которые принесли мне здесь большой
успех. Хотя у меня было мало времени, а уверенности в их успехе ещё
меньше..."
Иоганн вернулся в Вену в середине декабря 1856 г.,
но вплоть до масленичного карнавала в следующем году не торопился познакомить публику
с вальсом "Коронационные песнопения". Чтобы устроить его венскую
премьеру, он выбрал собственный бал-бенефис в "Софиенбад"-зале 16
февраля 1857 г. Этот вечер новинок планировался как "битва танцев":
присутствовавшим дамам предлагалось голосовать за лучшую вещь, исполненную
оркестром. Если Штраус ожидал, что новый вальс в этот вечер победит, то его
ждало разочарование, хотя ""Коронационные песнопения" были
встречены усиленными аплодисментами и по требованию публики повторялись трижды"
("Фремденблатт", 18 февраля 1857 г.); больше всего голосов собрала
его французская полька "Одноконная карета" (соч. 186). Объявления о
вечере ошибочно сообщили, что "Коронационные песнопения" посвящаются
русскому царю; эту ошибку исправила "Венская газета" от 17 февраля,
объявив о выходе вальса в тот же день у Карла Хаслингера. Переписчик Штрауса
альтист Георг Краус закончил чистовую копию "Коронационных
песнопений" ещё 11 января, и с того дня шёл обычный издательский процесс
печати раздельных оркестровых партий и привычных переложений для фортепиано и
для скрипки с фортепианным аккомпанементом".
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий