Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Schwärmereien Concert-Walzer, Op.253 / Концертный вальс "Дневные грёзы"
"15 июня 1858 г. младший брат Иоганна Штрауса
Иосиф представил публике концертный вальс под названием "Идеалы".
Критик из "Театральной газеты" отметил "бурный приём" и
назвал работу шедевром, а также добавил, что она "отличается от обычного
вальса совершенно чистыми ритмами, аккуратно созданными мелодиями и богатой,
красивой инструментовкой". Последующие поколения, к сожалению, лишились
возможности оценить работу, потому что она не издавалась, а рукопись, скорее
всего, погибла в 1907 г., когда Эдуард Штраус сжёг нотный архив
Штраус-оркестра.
Несомненно, "Идеалы" Иосифа Штрауса подали
Иоганну идею попробовать себя в сочинении концертных вальсов, но плоды:
"Полёт мысли" (соч. 215) и "Дневные грёзы" оказались
коммерчески малоуспешны, и издатель братьев отговорил их от подобных
экспериментов в будущем. Невзирая же на коммерческую сторону "Дневные
грёзы", в частности, заслуживают знакомства с широкой публикой, тем более,
что они несут посвящение другу Иоганна российскому пианисту-виртуозу, композитору,
преподавателю и дирижёру Антону Рубинштейну (1829-94). Штраус задумал эту
трудную и требующую точности работу во время концертного сезона 1860 г. в
Павловске, и дирижировал её премьерой в венском танцевальном зале "Ванна
Дианы" 1 апреля 1861 г. "Дневные грёзы" получились более
продуманными, чем обычные танцевальные вальсы, и Рубинштейн, самый одарённый
пианист XIX столетия (если не считать Листа), с удовольствем играл работу,
переложенную для фортепиано соло; вообще же Рубинштейн со своим братом Николаем
часто играли на концертах вальсы и польки Иоганна. Гениальный пианист однажды
даже набросал карикатуру, на которой Штраус управляется со скрипкой и смычком,
подписавшись как "Тони"; ещё один автограф он оставил на веере жены
Штрауса Адели. В последние годы Антон Рубинштейн рассказывал об Иоганне Штраусе
первому биографу короля вальсов Людвигу Айзенбергу: "Я был с ним с самого
начала его пути, и всегда относился к его музыке тепло, с уважением и
восторгом. Я выражал это не только поддержкой, когда она требовалась, но я
включал её в репертуар и играл её, невзирая на вкусы, например, "Ночных
бабочек", "Сирен" и другие; невзирая на вкусы потому, что к моей
огромной радости всегда с большим успехом явно не из-за моего исполнительства,
так как я играл многие другие вещи без такого же хорошего результата. Да,
Штраус вне всякой конкуренции настоящий уникум, и я уважаю его не только как
художника, но и как личность, ибо я полностью очарован его необыкновенной
скромностью".
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий