Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Abschied von Petersburg, walzer, Op.210 / вальс "Прощание с Петербургом"
"Такой грустный
настрой наполняет вальс, которым Иоганн Штраус прощался с Петербургом в 1858
г., что каждый убедится в искреннем сожалении, наполнявшем сердце 32-летнего
венского капельмейстера, когда он уезжал из российской столицы. И в самом деле,
знакомство с событиями его жизни, даст достаточно доказательств такому мнению.
В мае 1856 г. Иоганн
Штраус впервые появился в России по приглашению царскосельской железной дороги,
чтобы провести концертный сезон в вокзальном павильоне Павловска под
Санкт-Петербургом. Успех предприятия был таков, что управление железной дороги
предложило Штраусу двухлетний контракт, который он подписал в ноябре 1856 г.
Контракт истекал в октябре 1858 г., и Штраус не надеялся на продление. В 1858-м
он влюбился в капризную русскую девушку Ольгу Смирнитскую и думал, что больше
не увидит свою "поэтическую любовь", как сам её называл; это
накладывалось на горечь отъезда. Но его история в России отнюдь не кончилась:
после окончания павловского сезона в середине октября Иоганн отправил
музыкантов в Берлин, а сам заехал в Москву, где царь Александр II предоставил
ему Большой театр для трёх концертов. К его удивлению, уже на первый пришло так
мало людей, что два других пришлось отменить; и обескураженный Штраус поехал
домой в Вену через Берлин, но по пути узнал, что его ангажемент продлён ещё на
два сезона (1859 и 1860).
Но до того Иоганн
Штраус уже успел попрощаться с Петербургом своим вальсом, в котором заключены
воспоминания о России и об Ольге, а также его грусть от расставания.
"Прощание с Петербургом" начинается с печального соло виолончели -
несомненно благодарность великим князьям Константину Николаевичу и Михаилу
Николаевичу, братьям царя, которые часто играли на виолончелях в павловском
оркестре Штрауса. Вступительная вальсовая тема тоже полна меланхолии, и это
настроение усиливается эффективным использованием контрмелодии в партии
виолончелей. Счастье, которое Иоганн обрёл в России, звучит эхом в некоторых
вальсовых темах, но звучит оно не больше, чем элегическое настроение, которое
господствует в этом терпком сочинении. Кода провозглашает возврат тех же
торжественных мелодий на виолончели под вибрирующие ритмы гобоя - этот
инструмент он использовал через тридцать лет в коде "Императорского вальса" (соч.
437), и вальс заканчивается затухающей трубой от кареты, которая уносит
композитора из Павловска и Петербурга.
Самое первое исполнение
вальса "Прощание с Петербургом" было гвоздём программы
заключительного бенефиса Иоганна Штрауса в Павловске 5 сентября 1858 года (24
августа по тогдашнему русскому календарю): из-за российской моды тех дней на
французский язык вальс нёс название
"Mes adieux a St. Petersbourgh". Менее чем через неделю после
возвращения в Вену Иоганн познакомил родную публику с красотой нового сочинения
на "Фестиваль-концерте", которым он дирижировал поочерёдно с братом
Иосифом, в Фольксгартене, в воскресенье 21 ноября 1858 года. Критик из
"Венской всеобщей театральной газеты" в статье от 24 ноября описывал
событие с энтузиазмом: "Позавчера, в воскресенье, капельмейстер Иоганн
Штраус впервые после возвращения из Санкт-Петербурга выступил перед венской
публикой и был польщён длительными аплодисментами. Для исполнения Штраус выбрал
любимый вальс последнего карнавального сезона "Экстравагантные" [соч.
205], за которым последовали очаровательные сочинения "Анфантильяж"
("Ребячество") [соч. 202], "Нечто маленькое" [соч. 190] и
"Александринен-полька" [соч. 198]. Вальс "Прощание с
Петербургом" выделяется из исполненных новинок своими увлекательными
темами и интересной оркестровкой; произведение большей частью настоящего
славянского характера... Штраус срывал невиданные аплодисменты и по два-три
раза исполнял каждую вещь на бис.
Несмотря на приятие
работы публикой и критикой она удивительно недолго оставалась в репертуаре Штраус-оркестра.
Не следует ли нам предположить, что композитор не хотел вспоминать о том
сожалении, с которым он создавал эти мелодии, о сожалении, которое, в любом
случае, рассеялось приглашением на новый сезон в Павловск и надеждой на
продолжение истории с Ольгой?"
Питер Кемп
И.Штраус-сын. Попурри "Посвящение русской публике". Дирижер Г.Рождественский
Комментариев нет:
Отправить комментарий