Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Benjamin Britten / Бенджамин Бриттен. Ceremony of Carols op.28 №5,№6

                Benjamin Britten / Бенджамин Бриттен
                 Ceremony of Carols /  Венок колядок
                                     op.28 №5, №6

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten, Baron Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, Саффолк — 4 декабря 1976, Олдборо, Саффолк) — британский композитор, дирижёр и пианист.
Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.
Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал «Простую симфонию» для струнного оркестра (2-я ред. — 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: «Наши предки — охотники» (1936) — сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.
В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 — начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, «Канадский карнавал» для оркестра, «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини («Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»).
В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу «Питер Граймс», которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов.
За «Питером Граймсом» последовали камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), сатира «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера «Река Кэрлью» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970, по Т. Манну).
Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. «Вариации и фуга на тему Перселла» написаны как «путеводитель по оркестру для молодежи», знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.
Одна из главных тем творчества Бриттена — протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира — получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. «Моя заветная мечта — создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства».

К. Зенкин
Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.
Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye's Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Кёрлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т. Манну.
Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person's Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.
Рождественский цикл "A Ceremony of Carols" ("Церемония рождественских песнопений") состоит из 11 номеров для хора, солистов и арфы. Тексты различных авторов были взяты Бриттеном из сборника "The English Galaxy of Shorter Poems" ("Сборник коротких английских стихотворений") и написаны на т.н.среднеанглийском языке (средневековый период становления английского языка).

                             "A ceremony of carols`" для хора мальчиков и арфы (1942)


VI. THIS LITTLE BABE

This little Babe so few days old, is come to rifle Satan's fold;
All hell doth at his presence quake, though he himself for cold do shake;
For in this weak unarmed wise the gates of hell he will surprise.
With tears he fights and wins the field, His naked breast stands for a shield;
His battering shot are babish cries, His arrows looks of weeping eyes,
His martial ensigns Cold and Need, and feeble Flesh his warrior's steed.
His camp is pitched in a stall, His bulwark but a broken wall;
The crib his trench, haystalks his stakes; of shepherds he his muster makes;
And thus, as sure his foe to wound, the angels' trumps alarum sound.
My soul, with Christ join thou in fight; stick to the tents that he hath pight.
Within his crib is surest ward; this little Babe will be thy guard.
If thou wilt foil thy foes with joy, then flit not from this heavenly Boy.


V. Balulalow

O my deare hert, young Jesu sweit,
Prepare thy creddil in my spreit
And I sall rock thee in my hert,
And never mair from thee depert.

But I sall praise thee evermore
With sangis sweit unto thy gloir.
The knees of my hert sall I bow,
And sing that richt Balulalow.



Кэрол (англ. carol) — английская паралитургическая рождественская песня. Жанр кэрол был распространён в Англии в XII-XVI веках.

Наиболее вероятный прототип английской кэрол — средневековая французская песня «карола» (фр. carole). Этот жанр под именем «дукция», возможно, описывал в XIII в. Иоанн де Грокейо. Древнейшие кэрол с музыкальной нотацией (всего около 130 песен) дошли до нас из XV в.; изданы Дж. Стивенсом в серии Musica Britannica (тома 4 и 36). Они представляют собой многоголосные композиции на латинские и английские тексты, без каких-либо признаков танцевальности. Такие старинные кэрол исполнялись, вероятно, во время культовых процессий.

Со второй половины XVII в. словом «кэрол» стали называть анонимные («народные») баллады на рождественские тексты, написанные в строфической форме. В XVII — начале XIX вв. такие кэрол исполнялись сельскими хорами на Рождество и были похожи на (англиканские метризованные) псалмы и гимны, которые община пела в другое время года, на другие праздники.

В XX в. на волне возрождения старинного английского фольклора появились многие кэрол, которые сочиняли современные композиторы. Большой вклад (в том числе, и как музыковед-фольклорист) в возрождение кэрол внёс Р. Воан-Уильямс, автор хоровой «Фантазии на рождественские песни» («Fantasia on Christmas Carols», 1912), «Прелюдии на мелодию старинной рождественской песни» для оркестра («Prelude on an Old Carol Tune», 1953), многочисленных хоровых обработок «аутентичных» кэрол; также Воан-Уильямс — соредактор известной оксфордской антологии кэрол (см. в разделе Издания). Всемирную известность получил цикл «Рождественские песни» («Ceremony of carols», 1942) для хора мальчиков и арфы (или фортепиано) Б. Бриттена. Сам жанр в это время стали понимать (без специальных уточнений) очень расширительно, как аналог французского ноэля и немецкой рождественской песни (нем. Weihnachtslied).



Шутки Бриттена: «Простая симфония» здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий