Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

среда, 4 мая 2016 г.

Кристофори ди Франческо Бартоломео.W. A. Mozart / В.А. Моцарт. Piano Sonata No.11 in A major, K.331

Кристофори ди Франческо Бартоломео
Wolfgang Amadeus Mozart / Вольфганг Амадей Моцарт
Piano Sonata No.11 in A major, K.331

Первый создатель пианино Бартоломео Кристофори (Кристофали) ди Франческо Bartolomeo Cristofori di Francesco родился 4 мая в 1655 году в Падуя.
С 1688 года стал работать во Флоренции при дворе флорентийского принца Фердинандо Де Медичи для проживания и развлечения гостей.
В свободное время Кристофори ди Франческо, Бартоломео стал думать над изобретением инструмента, на котором можно было играть громче и тише, извлекая звуки из клавесина не дерганьем за струны, как это было принято, а битьем по ним небольшими молоточками, что позволило менять громкость во время игры. Ему хотелось, чтобы инструмент имел больший динамический диапазон и был способен на нежнейшее пианиссимо, тончайшие динамические переходы и громовое фортиссимо. Такой инструмент стали называть «gravicembalo col piano е forte». Позднее название «gravicembalo col piano е forte» сократили до слова «pianoforte», что на русский язык переводится как «фортепиано». Таким образом итальянец Бартоломео Кристофори в 1709 году изобрел первое в мире фортепиано. В течении двух лет Кристофори ди Франческо, Бартоломео создал четыре фортепиано. Фортепиано Бартоломео Кристофори имело очень простое устройство. Оно состояло из войлочного молоточка, клавиш и специального возвращателя. При этом инструмент не был оснащен ни педалями, ни демпферами. Нажимая на клавишу, музыкант заставлял молоточек ударять по струне, что вызывало ее вибрацию, которая совершенно отличалась от вибрации струн у клавикорда (первого клавишного инструмента позднего Средневековья) и клавесина (клавишного инструмента XV века в Италии)
Фортепиано Кристофори Бартоломео желали приобрести многие музыканты, так как оно стало широко популярно в высших кругах, которые ценили его за динамический диапазон и способность резонировать. В XIX веке была изобретена стальная рама, которая в сочетании с деревянным корпусом фортепиано позволила инструменту достичь звучания приближенного к колокольному. Фортепиано могло издавать не только тихие и громкие звуки, но и делать диминуэндо и крещендо, а также постепенно или внезапно менять динамику.
Появление такого изобретения как фортепиано стало большим событием в истории европейской культуры и существенно повлияло на характер всей европейской музыки. Со дня изобретения фортепьяно, было написано большое количество произведений для фортепиано, многие из которых прославили своих композиторов на весь мир.


Широко известная соната Моцарта ля мажор, которую принято называть «соната с турецким маршем», представляет собой необычно построенный цикл. Первая часть здесь — не сонатное allegro, а шесть вариаций на светлую и спокойную, простодушно-грациозную тему. Она похожа на песенку, которую могли напевать при хорошем, умиротворенном настроении в венском музыкальном быту. В ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы — старинного итальянского танца или танцевальной песни.
Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер. В первой вариации преобладает изящное прихотливое мелодическое движение, во второй — грациозная игривость сочетается с юмористичным оттенком (примечательны «озорные» форшлаги в партии левой руки). Третья вариация — единственная, написанная не в ля мажоре, а в ля миноре, — заполнена немного грустными напевными фигурациями, движущимися равномерно, словно с нежной застенчивостью. Четвертая вариация (с перекидыванием левой руки через правую), напротив, более смело размашистая. Пятая вариация, где первоначальный неторопливый темп Andante grazioso сменяется очень медленным — Adagio, представляет собой певучую инструментальную арию, расцвеченную колоратурами. А затем смена темпа на быстрый (Allegro) соответствует веселому танцевальному характеру последней, шестой вариации. Вторая часть сонаты — Менуэт. Как обычно, он построен в трехчастной репризной форме с точным повторением в репризе музыки первой части. Между ними находится средняя часть (Трио). Во всех частях Менуэта по-мужски решительные и властные размашистые интонации сопоставляются с интонациями по-женски нежными и плавными, похожими на выразительные лирические возгласы-обращения. Третью часть сонаты (финал) композитор назвал «А11а Turca» — «В турецком роде». Позднее за этим финалом закрепилось название «Турецкий марш». С непривычным для европейского слуха интонационным строем турецкой народной и профессиональной музыки здесь нет ничего общего. Но в ХУШ веке в европейской, главным образом театральной музыке возникла мода на марши, условно называемые «турецкими». В них использован тембровый колорит «янычарского» оркестра, в котором преобладали духовые и ударные инструменты — большой и малый барабаны, тарелки, треугольник. Янычарами называли солдат пехотных частей турецкого войска. Музыка их маршей воспринималась европейцами как дикая, шумная, «варварская». Финал написан в необычной форме. Ее можно определить как трехчастную с припевом (в ля мажоре). Неоднократное проведение припева придает строению финала черты рондо . Первая часть — с легко «кружащимися» мотивами (ля минор) — и средняя часть — с напевным пассажным движением (фа-диез минор) — естественно сочетают изящную танцевальность с четкой маршевой поступью: Припев (в ля мажоре) звучит трижды, он подобен своего рода «янычарскому шумовому припеву», в партии левой руки слышится подражание барабанной дроби: Долгое время считали, что сонату ля мажор Моцарт сочинил летом 1778 года в Париже. Но затем обнаружили сведения, что это произошло несколькими годами позднее, в Вене. Такие сведения тем более правдоподобны, что там в 1782 году состоялась премьера зингшпиля Моцарта «Похищение из сераля». В нем действие происходит в Турции, и в музыке увертюры, и в двух маршеобразных хорах заметно подражание «янычарской» музыке. К тому же шумно ликующую «янычарскую» коду в ля мажоре Моцарт добавил к финалу сенаты лишь в 1784 году при издании произведения. Примечательно и то, что в сонате, как и в «Похищении из сераля», большая роль принадлежит жанрам песни и марша. Во всем этом проявилась очень характерная для Моцарта связь инструментальной музыки с театральной.В.Н.Брянцева Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. - М.: Музыка, 2004.



 












Комментариев нет:

Отправить комментарий