Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын). Gunst-Werber Walzer, Op.4 / Вальс "Кавалеры".
"5 сентября 1844 г. восемнадцатилетний Иоганн
Штраус-младший получил от венских властей разрешение выступать в общественных
местах с оркестром от 12 до 15 человек. Через шесть недель, 15 октября, он
впервые выступил как дирижёр и композиторов казино Доммаера в Хитцинге, одном из
венских пригородов. Его отец Иоганн Штраус-старший (1804-49), на тот момент
один из самых успешных европейских сочинителей и дирижёров танцевальной музыки,
запрещал всем трём сыновьям заниматься музыкой профессионально и, конечно, был
очень сердит на вопиющий вызов со стороны сына.
Вечер у Доммаера рекламировался как "Суаре
дансант", "танцевальная вечеринка", но наплыв людей был таков,
что танцевать оказалось невозможно. Штраус начал программу с музыки из увертюры
к опере Обера "Немая из Портичи" (также известной как
"Мазаньелло"), затем сыграли каватину из "Роберта-дьявола"
Мейербера. Обе вещи были приняты положительно. Тут наступил момент, ради
которого публика томилась в ожидании: из первых танцевальных композиций,
написанных специально для концерта молодого дирижёра, сначала прозвучал вальс
"Кавалеры". Вопрос, занимавший каждого: "Передался ли
музыкальный талант отца сыну?", был решён в ту же ночь, и критик из
"Австрийского утреннего листка" ответил на него так: "Я слышал
только увертюру к "Сирене" [Обера] и "Кавалеров", потому
что лишь сверхпоклонники могли выдержать давку, толчею и ходьбу по ногам в этой
жаре несколько часов... но из этих двух вещей я явственно понял, что в Штраусе
живёт великолепный талант дирижёра, а судя по его сочинениям, у него есть та же
текучесть мелодий и пикантная, эффектная инструментовка, как и у его отца,
притом, что стиль сочинений не позволяет назвать младшего скованным
подражателем"".
Питер Кемп
Комментариев нет:
Отправить комментарий