Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

пятница, 3 августа 2018 г.

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Krönungslieder Walzer, Op.184 / Вальс "Коронационные песнопения"

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Krönungslieder Walzer, Op.184 / Вальс "Коронационные песнопения"




                                         



"Вальс "Коронационные песнопения" это первое из двух сочинений (второе - вальс "Сувенир из Ниццы", соч. 200), которое Иоганн Штраус посвятил "с глубочайшим уважением её величеству Марии Александровне, императрице всероссийской". Императрица, бывшая принцесса Максимилиана Вильгельмина Мария Гессен-Дармштадтская (1824-80), дочь великого герцога Людвига II Гессенского, получила русское имя после замужества в 1841 г. с великим князем Александром Николаевичем (1818-81), старшим сыном царя Николая I. По смерти последнего 2 марта 1855 г. в дни Крымской войны сын наследовал трон как царь Александр II. Марии Александровне предстояло родить мужу шестерых сыновей (в их числе будущего царя Александра III) и двух дочерей.
Иоганн Штраус начал первый концертный сезон в павильоне павловского вокзала под Санкт-Петербургом 18 мая 1956 г. (6 мая по российскому календарю). Его появление с самого начало привлекло внимание российской императорской семьи; например, великий князь Константин посетил три концерта Иоганна, а его жена великая княгиня Александра Иосифовна, композитор-любитель, побывала не меньше чем на 19-ти. Даже царь Александр II присутствовал на двух концертах Штрауса, хотя записей о визитах царицы в подробном дневнике альтиста Ф. А. Циммермана нет. Впрочем, почти наверняка Мария Александровна была на балу, который царь давал 8 августа (27 июля), и на котором играли Штраус с оркестром. Удовольствие императора от игры Штрауса было таково, что, согласно сообщению "Венской театральной газеты" от 4 сентября 1856 г. венского капельмейстера царь направил на коронационные празднования в Москве 7 сентября (26 августа), чтобы тот дирижировал оркестром на придворном празднике и на балу, который чрезвычайный и полномочный посол Австрии князь Пауль Эстергази давал для российского императорского двора. Иоганн отметил коронацию двумя праздничными сочинениями: коронационным маршем (соч. 183) и вальсом "Коронационные песнопения". Последняя работа, в которую вплетены русские мелодии, впервые исполнялась в Павловске 14 (2) августа на втором бенефисе Штрауса вместе с французской полькой "Незнакомка" (соч. 122), а всего за время концертов Штрауса в Павловске она прозвучала 32 раза. В письме к венскому издателю Карлу Хаслингеру от 14 (2) сентября Штраус привлёк его внимание к новым вальсу и польке, "которые принесли мне здесь большой успех. Хотя у меня было мало времени, а уверенности в их успехе ещё меньше..."
Иоганн вернулся в Вену в середине декабря 1856 г., но вплоть до масленичного карнавала в следующем году не торопился познакомить публику с вальсом "Коронационные песнопения". Чтобы устроить его венскую премьеру, он выбрал собственный бал-бенефис в "Софиенбад"-зале 16 февраля 1857 г. Этот вечер новинок планировался как "битва танцев": присутствовавшим дамам предлагалось голосовать за лучшую вещь, исполненную оркестром. Если Штраус ожидал, что новый вальс в этот вечер победит, то его ждало разочарование, хотя ""Коронационные песнопения" были встречены усиленными аплодисментами и по требованию публики повторялись трижды" ("Фремденблатт", 18 февраля 1857 г.); больше всего голосов собрала его французская полька "Одноконная карета" (соч. 186). Объявления о вечере ошибочно сообщили, что "Коронационные песнопения" посвящаются русскому царю; эту ошибку исправила "Венская газета" от 17 февраля, объявив о выходе вальса в тот же день у Карла Хаслингера. Переписчик Штрауса альтист Георг Краус закончил чистовую копию "Коронационных песнопений" ещё 11 января, и с того дня шёл обычный издательский процесс печати раздельных оркестровых партий и привычных переложений для фортепиано и для скрипки с фортепианным аккомпанементом".
Питер Кемп

Комментариев нет:

Отправить комментарий