Tell me, I forget, show me, I remember, involve me, I understand--Carl Orff

Поиск по этому блогу. При использовании материалов, обязательна ссылка на сайт

воскресенье, 10 июня 2018 г.

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Abschied von Petersburg, walzer, Op.210 / вальс "Прощание с Петербургом"

Johann Strauss Jr. / Иоганн Штраус (сын), Abschied von Petersburg, walzer, Op.210 / вальс "Прощание с Петербургом"





                                         

"Такой грустный настрой наполняет вальс, которым Иоганн Штраус прощался с Петербургом в 1858 г., что каждый убедится в искреннем сожалении, наполнявшем сердце 32-летнего венского капельмейстера, когда он уезжал из российской столицы. И в самом деле, знакомство с событиями его жизни, даст достаточно доказательств такому мнению.
В мае 1856 г. Иоганн Штраус впервые появился в России по приглашению царскосельской железной дороги, чтобы провести концертный сезон в вокзальном павильоне Павловска под Санкт-Петербургом. Успех предприятия был таков, что управление железной дороги предложило Штраусу двухлетний контракт, который он подписал в ноябре 1856 г. Контракт истекал в октябре 1858 г., и Штраус не надеялся на продление. В 1858-м он влюбился в капризную русскую девушку Ольгу Смирнитскую и думал, что больше не увидит свою "поэтическую любовь", как сам её называл; это накладывалось на горечь отъезда. Но его история в России отнюдь не кончилась: после окончания павловского сезона в середине октября Иоганн отправил музыкантов в Берлин, а сам заехал в Москву, где царь Александр II предоставил ему Большой театр для трёх концертов. К его удивлению, уже на первый пришло так мало людей, что два других пришлось отменить; и обескураженный Штраус поехал домой в Вену через Берлин, но по пути узнал, что его ангажемент продлён ещё на два сезона (1859 и 1860).
Но до того Иоганн Штраус уже успел попрощаться с Петербургом своим вальсом, в котором заключены воспоминания о России и об Ольге, а также его грусть от расставания. "Прощание с Петербургом" начинается с печального соло виолончели - несомненно благодарность великим князьям Константину Николаевичу и Михаилу Николаевичу, братьям царя, которые часто играли на виолончелях в павловском оркестре Штрауса. Вступительная вальсовая тема тоже полна меланхолии, и это настроение усиливается эффективным использованием контрмелодии в партии виолончелей. Счастье, которое Иоганн обрёл в России, звучит эхом в некоторых вальсовых темах, но звучит оно не больше, чем элегическое настроение, которое господствует в этом терпком сочинении. Кода провозглашает возврат тех же торжественных мелодий на виолончели под вибрирующие ритмы гобоя - этот инструмент он использовал через тридцать лет в  коде "Императорского вальса" (соч. 437), и вальс заканчивается затухающей трубой от кареты, которая уносит композитора из Павловска и Петербурга.
Самое первое исполнение вальса "Прощание с Петербургом" было гвоздём программы заключительного бенефиса Иоганна Штрауса в Павловске 5 сентября 1858 года (24 августа по тогдашнему русскому календарю): из-за российской моды тех дней на французский язык  вальс нёс название "Mes adieux a St. Petersbourgh". Менее чем через неделю после возвращения в Вену Иоганн познакомил родную публику с красотой нового сочинения на "Фестиваль-концерте", которым он дирижировал поочерёдно с братом Иосифом, в Фольксгартене, в воскресенье 21 ноября 1858 года. Критик из "Венской всеобщей театральной газеты" в статье от 24 ноября описывал событие с энтузиазмом: "Позавчера, в воскресенье, капельмейстер Иоганн Штраус впервые после возвращения из Санкт-Петербурга выступил перед венской публикой и был польщён длительными аплодисментами. Для исполнения Штраус выбрал любимый вальс последнего карнавального сезона "Экстравагантные" [соч. 205], за которым последовали очаровательные сочинения "Анфантильяж" ("Ребячество") [соч. 202], "Нечто маленькое" [соч. 190] и "Александринен-полька" [соч. 198]. Вальс "Прощание с Петербургом" выделяется из исполненных новинок своими увлекательными темами и интересной оркестровкой; произведение большей частью настоящего славянского характера... Штраус срывал невиданные аплодисменты и по два-три раза исполнял каждую вещь на бис.
Несмотря на приятие работы публикой и критикой она удивительно недолго оставалась в репертуаре Штраус-оркестра. Не следует ли нам предположить, что композитор не хотел вспоминать о том сожалении, с которым он создавал эти мелодии, о сожалении, которое, в любом случае, рассеялось приглашением на новый сезон в Павловск и надеждой на продолжение истории с Ольгой?"
Питер Кемп




И.Штраус-сын. Попурри "Посвящение русской публике". Дирижер Г.Рождественский

Комментариев нет:

Отправить комментарий