Страницы

воскресенье, 11 февраля 2018 г.

Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Wiener Blut, Op. 354 / вальс "Венская кровь"

Johann Strauss Jr./ Иоганн Штраус (сын). Wiener Blut, Op. 354 / вальс "Венская кровь"






"20 апреля 1873 года в Вене эрцгерцогиня Гизела Луиза Мария (1856-1932), старшая дочь австрийского императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы вышла за принца Леопольда Баварского (1846-1930). В честь этого большого праздничного события было устроено множество блистательных мероприятий, приуроченных ко дню августейшего бракосочетания, в том числе придворный бал во дворце Хофбург и фестиваль в Пратере, а множество дворянских и гражданских обществ, не отставая от властей Вены, соперничали в организации разнообразных празднеств и увеселений. В их числе служащие венской Придворной оперы устроили специальную программу, и объявили, что 22 апреля 1873 года состоится "Бал Придворной оперы", в канун бала Венской оперы, выручка от которого предназначалась Пенсионному Институту, организовавшему событие. Однако, австрийский император был не готов разрешить танцы в Придворной опере, которую он рассматривал как личный театр, поэтому праздник прошёл в Золотом зале Музыкального общества, в доме, где располагалось "Общество друзей музыки", а сегодня проходят еженовогодние концерты венской филармонии. Как хозяева "Бала Придворной оперы" артисты попытались представить себя публике в наилучшем свете и предложили гостям увлекательную программу. Они пригласили Штраус-Оркестр и его дирижёра "гофбалмузикдиректора Эдуарда Штрауса", но прятали своё главное блюдо до полуночи, когда был объявлен часовый перерыв для отдыха музыкантов и танцоров.
Затем наступил пик вечера, когда собственный оркестр венской Придворной оперы - венская филармония - сыграла короткий концерт. Поскольку глава венской филармонии Иоганн Хербек незадолго до бала заболел, то первым номером, "Приглашением к танцу" Карла Марии фон Вебера в оркестровке Гектора Берлиоза, дирижировал Отто Дессофф, который в то время был и руководителем концертов филармонии. Критик из газеты "Фремден-Блатт" 24 апреля 1873 года, сообщая о представлении, писал, что оно было сыграно "с таким огнём и точностью, что вряд ли кто-нибудь вспомнит исполнение лучше". Статья продолжалась так: "После этого Иоганн Штраус взошёл на дирижёрский подиум, чтобы представить новейший вальс "Венская кровь". Мы не согласимся, если кто-то скажет, будто мы перехвалили вальс, причисляя его к лучшим творениям нашего любимого Короля Вальсов. Эта танцевальная пьеса - собрание чистейших венских мотивов, полная мелодии и электрического ритма. По гремящему требованию вальс был повторён." Обозреватель из "Нового венского листка" 23 апреля 1873 был так же эмоционален, считая, что вальс "Венская кровь" - "один из самых красивых, которые Штраус написал в последние годы. В этих тактах по три четверти, иногда задорных, иногда сентиментальных, течёт свежая, вольная и красная венская кровь."
Это исполнение вальса "Венская кровь" в ночь с 22 на 23 апреля стало первым случаем, когда король вальсов дирижировал прославленным венским филармоническим оркестром, который стал оркестром штраусовских традиций. (Через полгода, 4 ноября 1873 г., венский филармонический закрепил эти отношения, впервые исполнив под управлением Штрауса вальс "У прекрасного голубого Дуная" в Золотом зале Музикферайна на концерте, организованном оргкомитетом венской Всемирной выставки.)
Вальс "Венская кровь" позже дал имя и мелодии (темы 1А, 1В и 4В) составной оперетте Иоганна Штрауса "Венская кровь", которая была поставлена в Карл-театре 26 октября 1899 г., т. е., через 5 месяцев после смерти короля вальсов. Партитура состояла из ранее изданных мелодий Иоганна Штрауса-младшего в аранжировке Адольфа Мюллера-младшего на увлекательное либретто (с действием на Венском конгрессе 1814-15 гг.) Виктора Леона и Лео Штайна, будущих авторов оперетты Франца Легара "Весёлая вдова" (1905 г.)"
Питер Кемп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий