Страницы

понедельник, 20 марта 2017 г.

Friedrich Kuhlau / Фридрих Кулау, 3 Sonatas / 3 несложные сонаты, Op.60 №2

Friedrich Kuhlau / Фридрих Кулау (1786–1832)
3 Sonatas / 3 несложные сонаты, Op.60 №2

Sonata in F
Thème de Rossini (w. variations)
Sonata in A Allegro con spirito
Thème de Rossini (w. Variations) Allegro moderato
Sonata in C
Thème de Rossini (w. variations.)

Фридрих Кулау (1786–1832) немецко-датский композитор и пианист. 
Родился в семье гамбургского гобоиста, игравшего в военных оркестрах. В 1810 г., желая избежать Наполеоновских войн, переехал в Данию, в 1813 г. принял датское подданство. В Копенгагене написал музыку к драме «Rövenbergen», имевшую блестящий успех. Он включил в неё много национальных датских песен и стремился к местному колориту, за что был прозван «датским» композитором, хотя был немец по рождению. Написал также оперы: «Elisa», «Lulu», «Hugo od Adelheid», «Elveroe». Писал для флейты, фортепиано и голоса: квинтеты, концерты, фантазии, рондо, сонаты. Во многих сочинениях Кулау значимо влияние Людвига ван Бетховена, чью музыку он часто исполнял в концертах.

Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин для детей. Вместе с тем его музыкальное наследие огромно: оперы, фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины, вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам.
Биография Кулау в чем-то была обычной для музыканта его времени, а в чем-то – исключительной. Он родился 11 сентября 1786 года в небольшом немецком городке Ильцене. Его отец, дед и дядя были военными музыкантами. В 1796 году с маленьким Фридрихом случилась трагедия – он упал и поранил правый глаз, который не удалось спасти. На всех поздних портретах Кулау изображен либо в профиль, либо с левой стороны, а его внешность (большой рост, тучность, отсутствие глаза) поражала современников.
Травма сказалась и на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», поскольку родители на время болезни поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист обучал Фридриха игре на фортепиано, а отец – на флейте. Позже из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах, поэтому Фридрих получал образование в интернатах в Алтоне и Брауншвейге. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он пел в церковном хоре и преподавал музыку.
Первый успех пришел к Кулау как к оперному композитору: 26 мая 1814 года состоялась блестящая премьера его оперы «Разбойничий притон».

Сохранившиеся письма Кулау характеризуют его как культурного человека с огромным кругом друзей и знакомых. Кулау слыл скромным, несколько застенчивым человеком. «Он никогда не говорил много, … он формулировал свои замечания и мнения в очень коротких предложениях». Также сдержанно он относился и к собственной музыке, никогда не «продвигал» и не рекламировал ее. В юности Кулау очень боялся остаться обычным учителем фортепиано, но вряд ли он думал, что войдет в историю как датский классик, чье дело продолжили следующие поколения скандинавских композиторов – Нильс Гаде, Эдвард Григ, Йохан Свенсен, Карл Нильсен.






                                       

Комментариев нет:

Отправить комментарий