Страницы

пятница, 6 января 2017 г.

П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky. Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71..2 акт. No.13 Вальс цветов / Valse des fleurs

П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker  Op.71
2 акт. No.13 Вальс цветов / Valse des fleurs 

 Впервые показанный на сцене Мариинского театра в декабре 1892 г. балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» стал традиционной новогодней сказкой, которую ставят во всём мире и которую любят и дети, и взрослые.
А между тем, это довольно сложный балет: и в плане сценического воплощения, и в плане музыки, которая тяготеет к хореографической симфонии. Балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта», поставленные одновременно, считаются своего рода духовным завещанием П.И. Чайковского. В них звучит призыв к самоотверженности, верности, преданности и любви во что бы то ни стало. Стоит заметить также, что судьба балета была довольно противоречивой: огромный успех у публики - и страшная ругань критики. Возможно, именно поэтому довольно простой сюжет сказки, положенный на довольно сложную музыку, до сегодняшнего дня остаётся произведением, которое «открывают» снова и снова.

Интересные факты:
·        Сохранились сведения, что на первом представлении балета в Мариинском театре (декабрь 1892 года), публика была необычайно удивлена именно силой звучания оркестра. В особенности, привлек их внимание инструмент челеста.
·        Начиная с постановок «Щелкунчика», появилась традиция отдавать второстепенные роли ученикам хореографических училищ
·        Танец «Кофе» основан на одной народной грузинской колыбельной
·        Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около тонны.
·        Во время нежного танца снежинок, на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
·        За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
·        Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены костюмов, за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
·        Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
·        На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.
·        Существует некая путаница в именах девочки (Мари, Маша или Клара). На самом деле, как указано в первоисточнике, Клара – это всего лишь кукла девочки, которую зовут Марихен. На французский манер ее имя звучит, как Мари, именно такая версия досталась директору Императорских театров Всеволжскому. В советских постановках, начиная с 1930 года, балет русифицировался и девочка Мари получила имя Мария, а ее брат стал Мишей. Также, праздник Рождество заменили на Новый Год.
·        Перед тем, как приступить к написанию балета, Чайковский сначала полностью написал сюжет со слов Всеволжского и уже после принялся сочинять музыку.
·        Волшебный город Конфитюренберг из второго акта так же придумал Всеволжский.
·        Самый большой шелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10 метров.
·        Франк Рассел Гэли исполнил партию Щелкунчика в рекордном возрасте, на тот момент ему было 74 года и 101 день.
    Согласно немецкой легенде, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому, щелкунчики были популярны как рождественские подарки для детей.

      Вальс цветов – это одно из известнейших произведений Чайковского из балета «Щелкунчик», который и сегодня собирает аншлаги в Мариинке и в Большом театре. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцоров в костюмах цветов. На сцене они празднуют свадьбу принца Щелкунчика и Мари. 





                                        
Вальс цветов. Маленький человек в золотой парче (мажор­дом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, оде­тых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс.

«Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux», является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Вальс на­чинается вступлением с большой виртуозной каденцией арфы. Главная те­ма поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного настроения — пышной и торжественной праздничности,— эта тема слу­жит, однако, лишь первой ступенькой в той лестнице мелодических кра­сот, которую воздвигает здесь фантазия композитора. Уже в середине пер­вой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (централь­ной) части композитор одарит нас новыми, еще более широкими и мелоди­чески увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев (в начале этой части) и продолжающая  ее  лирически-насыщенная мелодия виолонче­лей. После повторения первой части вальса (репризы) следует заключение, где знакомые темы развиваются, приобретая еще более оживленный и бурно-праздничный характер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий