Страницы

суббота, 7 января 2017 г.

Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky. Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71, 2 действие 3 сцена. No.12 Дивертисмент

Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky
Балет «Щелкунчик» / The Nutcracker Op.71
2 Действие  3 сцена  Act II  Scene 3 No.12 Дивертисмент

12.Дивертисмент / Divertissement:
a) Шоколад: Испанский танец  / Le chocolat: Danse espagnole. Allegro brillante
b) Кофе: Арабский танец  / Le café: Danse arabe. Comodo
c) Чай: Китайский танец  /  Le thé: Danse chinoise. Allegro moderato
d) Трепак: Русский танец  / Trépak: Danse russe. Tempo di Trepak, molto vivace
e) Танец пастушков  /  Danse des mirlitons. Andantino
f) Мамаша Гигонь и паяцы  / La mère Gigogne et les polichinelles. Allegro giocoso 


Шоколад: испанский танец. Бравурный,    блестящий    танец    в   ис­панском стиле. Главная тема у солирующей трубы.
Кофе: арабский танец. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержан­ные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной песни «Иав нана» («Спи, фиалка»), запись которой была им получена от М. М. Ипполитова-Иванова. Это мир «знойной», изысканной и завораживающей лирики медленных восточных танцев. По определению    либреттиста, «сладостная, чарующая музыка».
Сохраняя неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца появляются изысканные хроматизмы и ха­рактерные для восточной музыки тонкие колебания ладовых оттенков. В ре­призе красиво звучит соединение главной темы (в густом вибрирующем го­лосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя: словно одинокий го­лос задумчиво импровизирует на тему песни.
Чай: китайский танец. Музыка необычайно характерна по подбору тембров и изложению. Отры­вистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струн­ных pizzicato — все это создает впечатление оригинальной комической игрушечности. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.
Трепак: русский танец. Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу — убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясо­вого движения.
Танец пастушков. По замыслу либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Замеча­тельной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента: буд­то сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок в  «звонких скважинах  пустого тростника».

Мамаша Гигонь и паяцы. Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Жигонь с ее детишками, вылезающи­ми из-под юбки;  далее — общий групповой танец на музыке Полишинелей.








                                        



Комментариев нет:

Отправить комментарий