Страницы

четверг, 24 ноября 2016 г.

Сергей Рахманинов / Sergei Rachmaninoff. Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано.1895. Ор.15

Сергей Рахманинов / Sergei Rachmaninoff
Шесть хоров  для женских или детских голосов с фортепиано Ор. 15 (1895) №№1,3,4,5

Цикл: Шесть хоров для женских и детских голосов (ор.15)
Хоры:
"Славься" на слова Н.Некрасова
"Ночка" на слова В.Лодыженского
"Сосна" на слова М.Лермонтова
"Задремали волны" 
(К. Р.)
"Неволя" на слова Н.Цыганова
"Ангел" на слова М.Лермонтова
написаны композитором в Москве с октября по декабрь 1896 года.
«Шесть хоров» для женских (или детских) голосов opus15 написаны 22-хлетним композитором в течение 1895-1896 годов. Рахманинов создает это произведение, работая в 1894 года штатным преподавателем теории музыки в Мариинском Училище дамского попечительства о бедных, которое готовило домашних учительниц. Это заведение полузакрытого типа находилось в Москве на Софийской набережной, и входило в число учреждений женского образования в императорской России. Там принимали около 280-ти девочек 8-10 лет из небогатых семей военных и гражданских чиновников и обучали их в течение 8 лет разным предметам. В том числе и музыкальным. Это Мариинское Училище имело статус второго разряда и считалось достаточно сильным, среди инспекторов классов и руководителей было немало выпускников и педагогов Московского университета, а также известных музыкантов и профессоров Московской консерватории. Там служили Николай Кашкин, Сергей Ремезов и Никита Морозов. Инспектировали училище в конце 19 века Николай Рубинштейн и Николай Зилоти. А в 1886 году посетил Училище и играл для учащихся Антон Рубинштейн. Преподавание музыки всегда составляло предмет особых забот попечительницы и начальницы Училища, особенно духовное пение, что сразу было слышно по стройному пению воспитанниц за обеднею.
По воспоминаниям одних их воспитанниц этих лет, Рахманинов не любил преподавать и не скрывал этого, весьма рассеянно слушая ответы своих подопечных у доски. Его же ореол гениального молодого пианиста их явно пугал. Все же композитор интересовался музыкальной жизнью училища, успехами талантливых учащихся, часто играл на открытых музыкальных вечерах, аккомпанируя хору воспитанниц. Приглашал на открытые концерты знакомых музыкантов – профессора Гольденвейзера и знаменитого виолончелиста Вержбиловичем – и сам играл вместе с ними.
«Шесть хоров» написаны с несколько упрощенной фактурой, хотя сам композитор утверждал, что мелодии в этих пьесах сложные, «которые, между прочим, ни одни дети не споют». В сборнике преобладает светлая лирика, а лёгкая грусть лишь оттеняет юношески непосредственное восприятие жизни. Открывает сборник миниатюрная приветственная кантата «Славься» (слова Некрасова). Её торжественное звучание сменяет тихий пейзаж «Ночка» на текст писателя Владимира Ладыженского, с семьёй которого Рахманинов был в дружеских отношениях. В хоре «Сосна» (на лермонтовские стихи), как и в предыдущих произведениях композитора, показаны тема одиночества и мечта о счастье. Настроение тишины и внутренней гармоничности природы вносит хор «Задремали волны» (слова Великого Князя Константина Романова), где тонкая импрессионистическая звукопись зыбка и переливчата. В стиле народных песен городского склада выдержан детский хор о птичке «Неволя». Автор этих стихов – актер и поэт Николай Цыганов, кому принадлежит текст общеизвестной песни «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Завершает сборник светлый поэтический гимн «Ангел» (вновь на стихи Лермонтова) с его парящей лёгкостью и воздушностью.
Несмотря на то, что Рахманинов, прежде всего, это гениальный пианист, тем не менее, достаточно большое поле его деятельности всю жизнь занимало хоровое творчество. И начиная уже с ранних хоровых сочинений, прослеживается связь музыкального языка композитора и с русскими народными истоками, и с древнерусской хоровой культурой. Это блестяще подтверждают как самые известные его духовные опусы «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», так и светская хоровая музыка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий