Страницы

пятница, 18 ноября 2016 г.

Carl Nielsen / Карл Нильсен, Fantasy Pieces for Oboe and Piano / Романс и Юмореска для гобоя и фортепиано, Op.2 CNW 65

Carl Nielsen / Карл Нильсен
Fantasy Pieces for Oboe and Piano / Романс и Юмореска для гобоя и фортепиано, Op.2 CNW 65
Romance. Andante con duolo (G minor)
Humoresque. Allegretto scherzando (D minor)


Карл Август Нильсен (дат. Carl August Nielsen; 9 июня 1865, Нёрре Линдельс, возле Оденсе — 3 октября 1931, Копенгаген) — датский композитор, скрипач, дирижёр и педагог, один из крупнейших деятелей датской культуры. Считается основоположником современной датской композиторской школы.
Карл Август Нильсен родился в бедной семье, 9 июня 1865-го, в деревне Нёрре Линдельс, остров Фюн (Nørre Lyndelse, Funen). Его отец, Нильс Йоргенсен, был маляром и музыкантом, прекрасно играющим на скрипке и корнете. Нильс часто выступал на местных торжествах.
Вспоминая о своей матери, Карл говорит о народных песнях, которые та напевала ему в детстве. В ее родословной были состоятельные капитаны дальнего плавания. Одним из сводных дядей Нильсена был Ганс Андерсен, талантливый музыкант.
Свой первый музыкальный инструмент Карл получил от матери, когда ему было шесть. Он обучался игре на скрипке и фортепиано и его первые попытки сочинять музыку увенчались успехом к восьми-девятилетнему возрасту. Юный Нильсен сочинил колыбельную, ныне потерянную, и польку, о которой впоследствии упомянул в своей автобиографии.
Несмотря на то, что Нильсен продемонстрировал свои музыкальные способности в раннем возрасте, родители не верили, что он сумеет добиться известности как музыкант. По этой причине они отдали 14-летнего сына в подмастерья лавочнику в соседнюю деревню. Лавочник быстро обанкротился, Карл вернулся домой. Юноша поднаторел в игре на духовых — и 1 ноября 1879-го стал трубачом и тромбонистом в полковом оркестре в соседнем городе Оденсе (Odense).
Вместе с тем, Нильсен не забросил скрипку и во время своих визитов домой выступал вместе со своим отцом. На армейской службе Карл получал 45 эре и буханку хлеба каждые пять дней в течение двух с половиной лет, после чего его зарплата немного выросла. Музыкант сумел купить гражданскую одежду, необходимую для выступлений на сельских праздниках с танцами.
С 1884-го по декабрь 1886-го Карл обучался в Королевской Академии музыки. Он презентовал свою 'Сюиту для струнных инструментов. Op. 1' в 1888-м, когда ему было 23 года. В следующем году Нильсен получил место второго скрипача в престижном Датском Королевском оркестре под управлением Йохана Свендсена (Johan Svendsen). Карл оставался в оркестре 16 лет; он участвовал в датских премьерах 'Фальстафа' (' Falstaff') и 'Отелло' ('Otello') Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi).
Вскоре после своего прибытия в Париж (Paris) в начале марта 1891-го Нильсен познакомился с датским скульптором, Анной Мари Карл-Нильсен (Anne Marie Carl-Nielsen), в девичестве Бродерсен. Они вместе отправились в Италию, где перед возвращением в Данию поженились в англиканской церкви Святого Марка 10 мая 1891-го во Флоренции (Florence, Italy). Согласно заявлению музыковеда Дэвида Фэннинга (David Fanning), Карл и Анна Мари не были связаны любовью, но умами.
В 1916-м Нильсен стал одним из педагогов Королевской Академии музыки, где работал до самой своей смерти.
Сочиненные композитором работы между 1897-м и 1904-м иногда приписывают 'психологическому' периоду Нильсена, говоря о его 'тревожном браке' с Бродерсен. Особого упоминания в его творчестве удостоены его шесть симфоний, 'Духовой квинтет' ('Wind Quintet') и концерты для скрипки, флейты и кларнета.
Для своей ранней музыки Карл вдохновлялся творчеством таких композиторов, как Брамс (Brahms) и Григ (Grieg). Однако он довольно быстро разработал свой собственный стиль, сначала экспериментируя с прогрессивной тональностью, а затем в еще большей степени удаляясь от композиционных стандартов, по-прежнему широко распространенных в тот период.
Шестая и последняя симфония Нильсена, 'Sinfonia Semplice', была написана в 1924-1925 гг. Композитор умер от сердечного приступа, 3 октября 1931-го, и был похоронен на Кладбище Вестре в Копенгагене (Copenhagen).
У Карла была репутация белой вороны в течение всей своей жизни, как в его собственной стране, так и на международном уровне. И только позже его произведения были включены в международный репертуар.
В конце 1940-х на датском языке вышли две крупные биографические книги о Карле. Автором самого первого крупномасштабного исследования жизни Нильсена на английском языке стал Роберт Симпсон (Robert Simpson). Вышедшая в 1952-м, книга получила название 'Carl Nielsen, Symphonist'.
С 1960-х популярность Нильсена заметно возросла, в том числе благодаря усилиям Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein).
В 2006-м три композиции Нильсена были включены Министерством культуры Дании в список '12 величайших произведений датской музыки'. Долгое время, с 1997-го по 2010-й, печатались банкноты достоинством сто датских крон с изображение композитора.






                                       

Комментариев нет:

Отправить комментарий