Страницы

воскресенье, 23 октября 2016 г.

Johann Sebastian Bach / Иоганн Себастьян Бах,Italienisches Konzert / Итальянский концерт, BWV 971: I.

Johann Sebastian Bach / Иоганн Себастьян Бах
Italienisches Konzert / Итальянский концерт, BWV 971: I.


Завершающей кульминацией на пути баховских исканий и достижений в концертном жанре стал Итальянский концерт. Название это, данное самим композитором («in gusto italiano»), относится, главным образом, к стилю изложения и композиционному принципу, но никак не к тематизму концерта. Тема финала несомненно немецкого склада, тема Andante типично баховская. Что касается первой части, то еще А. Швейцер указал на ее тематическую близость Георгу Муффату. Можно было бы отметить еще более разительное сходство с пьесой Ф. Куперена  («Таинственная»). Этапное значение концерта — не в «итальянском вкусе», а в новаторской природе. Написав его для клавира (с двумя мануалами) без какого-либо сопровождения, композитор мастерски воспроизвел в трех-, четырехголосной фактуре и сольную партию с басом и концертирующие средние голоса. Это создало богатство и мелодическую насыщенность звучания, в те времена совершенно небывалые.
Первая часть концерта явилась дальнейшим шагом мастера к созданию Allegro сонатного типа. Правда, она выдержана в одном плане и движении; развернутый и яркий контраст образов здесь отсутствует, и опоры тонального плана [Т—Т—D]—[D—Т— SIV—SII—DIII—SIV—Т]—[Т—SIV—D—Т] заключены в проведениях все той же темы. Именно они образуют красивую симметрию формы 52—86—54. Но эта тема — уже не единственная: с такта 30 вступает вторая, очень отличная от главной и специально отмеченная авторскими динамическими нюансами. Она обладала бы выразительными качествами, необходимыми для побочной партии сонаты, если бы не определяющая ее гармонию главная тональность фа. Таким образом, отдельные признаки сонатности уже налицо, но синтезированы они еще не по сонатному типу.
Примечательна и вторая часть концерта — Andante, d-moll. «Скованный пафос» этого вдохновенно-лирического образа изливается в прекрасной мелодии большого дыхания с ясно выраженными фазами волнообразных подъемов, спадов и характерным для Баха богатством интонационно-выразительнейших изгибов и вариантов рисунка. Самый тип мелодии свидетельствует о стремлении композитора воссоздать здесь в клавирном звучании и фактуре характерные приемы скрипичного концертирования, неосуществимые на клавишных инструментах того времени. В этом смысле стиль Баха также устремлен в будущее. Гомофония Andante относительна, она составляет лишь одну сторону ткани: в то время как сопрано поет светлую элегию forte, сопровождающие голоса в параллельном движении постепенно скользящих терций и секст исполняют piano, «вторым планом» скромный дуэт — Lamento. Органные пункты (линия расщеплена, и опорные звуки оседают внизу) гармонически скрепляют трехголосие и привносят в движение образа момент успокоения, сдерживая эмоциональный разлив. Это создает контрастную «полифонию пластов» внешне гомофонной фактуры: патетически импровизационное соло вверху, ритмически ровное певучее двухголосие в среднем слое, мерные звоны — фигурация органного пункта в глубоком басу. Andante Итальянского концерта предшествует соло флейты из «Орфея» Глюка.
В третьей части цикла баховская трактовка концертного финала достигает типичной завершенности. Это — вершина его brio, праздничного подъема, яркая и оживленная, подчеркнуто однозначная, элементарная по тематизму и рисунку. Образ особенно близок здесь финалам ранних симфоний XVIII столетия, хотя и выполнен иными средствами. Поэтическая триада Действие — Созерцание — Игра — триада, пленявшая фантазию немецких художников вплоть до Гёте и Бетховена, — нашла в Итальянском концерте инструментальное воплощение, идеальное для своей эпохи.


К. Розеншильд





                                       

Комментариев нет:

Отправить комментарий