Страницы

воскресенье, 9 октября 2016 г.

Franz Schubert / Франц Шуберт, Deutsche Tanze / Немецкие танцы, Op.33 Tyrolean Dances / Тирольские танцы, Leopold Stokowski / Леопольд Стоковский

Franz Schubert / Франц Шуберт
Deutsche Tanze / Немецкие танцы, Op.33 Tyrolean Dances / Тирольские танцы
Leopold Stokowski / Леопольд Стоковский

Неповторимо своеобразна, многогранна могучая фигура Леопольда Стоковского. Более полувека возвышалась она на артистическом горизонте мира, восхищая десятки и сотни тысяч любителей музыки, вызывая ожесточенные споры, озадачивая неожиданными загадками, поражая неутомимой энергией и вечной молодостью. Стоковский — яркий, ни на кого не похожий дирижер, пламенный популяризатор искусства в широких массах, создатель оркестров, воспитатель молодежи, публицист, герой кинофильмов — стал в Америке, да и за ее пределами, почти легендарной личностью. Соотечественники нередко называли его «звездой» дирижерского пульта. И даже принимая во внимание склонность американцев к подобным определениям, с этим трудно не согласиться.
Музыка пронизывала всю его жизнь, составляя ее смысл и содержание. Леопольд Антони Станислав Стоковский (таково полное имя артиста) родился в Лондоне. Отец его был поляком, мать — ирландкой. С восьми лет он учился игре на фортепиано и скрипке, затем изучал орган и композицию, а в Королевском музыкальном колледже в Лондоне — также и дирижирование. В 1903 году молодой музыкант получил степень бакалавра в Оксфордском университете, после чего совершенствовался в Париже, Мюнхене, Берлине. Будучи студентом, Стоковский работал органистом церкви Сент-Джеймс в Лондоне. Эту должность он занял поначалу и в Нью-Йорке, куда переехал в 1905 году. Но вскоре деятельная натура привела его за дирижерский пульт: Стоковский чувствовал настоятельную потребность обращаться языком музыки не к узкому кругу прихожан, а ко всем людям. Дебютировал он в Лондоне, проведя в 1908 году серию летних концертов под открытым небом. А на следующий год уже стал художественным руководителем небольшого симфонического оркестра в Цинциннати.
Тут впервые проявились блестящие организаторские данные артиста. Он быстро реорганизовал коллектив, увеличил его состав и добился высокого уровня исполнения. О молодом дирижере заговорили повсюду, и вскоре он был приглашен возглавить оркестр в Филадельфии — одном из крупнейших музыкальных центров страны. В 1912 году начался период работы Стоковского с Филадельфийским оркестром, продолжавшийся почти четверть века. Именно в эти годы и оркестр и дирижер завоевывают мировую славу. Началом ее многие критики считают тот день 1916 года, когда Стоковский впервые продирижировал в Филадельфии (а затем и в Нью-Йорке) Восьмой симфонией Малера, исполнение которой вызвало бурю восторга. Тогда же артист организует свои циклы концертов в Нью-Йорке, ставшие вскоре знаменитыми, специальные музыкальные абонементы для детей и для молодежи. Демократизм устремлений побуждал Стоковского к необычайно интенсивной концертной деятельности, к поискам новых кругов слушателей. Вместе с тем Стоковский много экспериментировал. Одно время, например, он упразднил должность концертмейстера, доверяя ее поочередно всем оркестрантам. Так или иначе, ему удается добиваться поистине железной дисциплины, максимальной отдачи со стороны музыкантов, неукоснительного выполнения ими всех его требований и полного слияния исполнителей с дирижером в процессе музицирования. На концертах Стоковский прибегал иной раз и к световым эффектам, и к использованию различных дополнительных инструментов. А главное — ему удавалось достигать огромной впечатляющей силы в интерпретации самых разнообразных произведений.
В тот период сформировался и артистический облик Стоковского и его репертуар. Как и каждый дирижер такого масштаба. Стоковский обращался ко всем областям симфонической музыки — от ее истоков до наших дней. Ему принадлежит несколько виртуозных оркестровых транскрипций произведений И. С. Баха. В свои концертные программы дирижер, как правило, включал, соединяя музыку различных эпох и стилей, произведения широко популярные и малоизвестные, незаслуженно забытые или никогда не исполнявшиеся. Уже в первые годы работы в Филадельфии он включил в свой репертуар много новинок. А затем Стоковский проявил себя как убежденный пропагандист новой музыки, познакомил американцев со многими произведениями современных авторов — Шёнберга, Стравинского, Вареза, Берга, Прокофьева, Сати. Несколько позже Стоковский стал первым в Америке исполнять произведения Шостаковича, которые при его помощи быстро завоевали огромную популярность в США. Наконец, под руками Стоковского впервые зазвучали и десятки сочинений американских авторов — Копленда, Стоуна, Гулда и других. (Заметим, что дирижер был активным сотрудником американской Лиги композиторов и отделения Международного общества современной музыки.) В оперном театре Стоковский почти не работал, но в 1931 году он продирижировал в Филадельфии американской премьерой «Воццека».
В 1935—1936 годах Стоковский совершает со своим коллективом триумфальное турне по Европе, дав концерты в двадцати семи городах. После этого он оставляет «филадельфийцев» и на некоторое время посвящает себя работе на радио, звукозаписи, кино. Он выступает в сотнях радиопередач, впервые в таких масштабах пропагандируя серьезную музыку, записывает десятки пластинок, снимается в фильмах «Большая радиопередача» (1937), «Сто мужчин и одна девушка» (1939), «Фантазия» (1942, режиссер У. Дисней), «Карнеги-холл» (1948). В этих картинах он играет самого себя — дирижера Стоковского и, таким образом, служит все тому же делу приобщения к музыке миллионов кинозрителей. Вместе с тем эти картины, особенно «Сто мужчин и одна девушка» и «Фантазия», принесли артисту невиданную популярность во всем мире.
В сороковых годах Стоковский вновь выступает как организатор и руководитель симфонических коллективов. Он создает Всеамериканский молодежный оркестр, совершая с ним поездки по стране, Городской симфонический оркестр Нью-Йорка, в 1945—1947 годах руководит оркестром в Голливуде, а в 1949—1950 годах, совместно с Д. Митропулосом, воглавляет Нью-йоркскую филармонию. Затем после некоторого перерыва маститый артист становится во главе оркестра в городе Хьюстоне (1955), а уже в шестидесятый годах создает на базе ликвидированного оркестра «Эн-би-си» свой коллектив «Американский симфонический оркестр», в котором под его руководством воспитываются молодые инструменталисты и дирижеры.
Все эти годы, несмотря на преклонный возраст, Стоковский не снижает своей творческой активности. Он совершает множество гастрольных поездок по США и Европе, непрестанно разыскивает и исполняет новые сочинения. Стоковский проявляет постоянный интерес к советской музыке, включая в программы своих концертов произведения Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Глиэра, Хачатуряна, Хренникова, Кабалевского, Амирова и других композиторов. Он выступает за дружбу и сотрудничество между музыкантами СССР и США, называя себя «энтузиастом обмена между русской и американской культурой».
Стоковский впервые побывал в СССР еще в 1935 году. Но тогда он не выступал с концертами, а лишь знакомился с сочинениями советских композиторов. После этого Стоковский впервые исполнил в США Пятую симфонию Шостаковича. А в 1958 году прославленный музыкант с огромным успехом концертировал в Москве, Ленинграде, Киеве. Советские слушатели убедились, что время не властно над его талантом. «С первых же звуков музыки Л. Стоковский властно подчиняет себе аудиторию, — писал критик А. Медведев,— заставляет ее внимать и верить тому, что он хочет выразить. Он захватывает слушателей силой, яркостью, глубокой продуманностью и точностью исполнения. Он творит смело и оригинально. Потом, после концерта, вы будете размышлять, сопоставлять, вдумываться, в чем-то не соглашаться, но в зале, во время исполнения, искусство дирижера действует на вас неотразимо. Жест Л. Стоковского предельно прост, лаконично ясен... Он держится строго, спокойно и лишь в моменты резких переходов, кульминаций изредка позволяет себе эффектный взмах рук, поворот корпуса, жест сильный и острый. Удивительно красивы и выразительны руки Л. Стоковского: они так и просятся в скульптуру! Выразителен каждый палец, способный передать малейший музыкальный штрих, выразительна большая, словно плывущая по воздуху кисть, так зримо «рисующая» кантилену, незабываем энергичный взмах сжатой в кулак руки, повелевающей вступление трубам...» Таким запомнился Леопольд Стоковский всем, кто хоть раз соприкасался с его благородным и самобытным искусством...
Лит.: Л. Стоковский. Музыка для всех. М., 1963 (изд. 2-е).


Л. Григорьев, Я. Платек, 1969






                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий