Страницы

вторник, 11 октября 2016 г.

Franz Schubert / Франц Шуберт, 4 Impromptus / 4 экспромта, D.899 Op90, №2 Impromptu in E♭ major

Franz Schubert / Франц Шуберт
4 Impromptus / 4 экспромта, D.899 Op90, №2  Impromptu in E♭ major
Экспромт (от лат. expromptus - готовый) - инструментальная пьеса импровизационного характера. Экспромт как самостоятельный музыкальный жанр, главным образом фортепианной пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в литературе) в период становления романтического направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирического высказывания в эстетике этого направления.
Считается, что именно в связи с музыкой Воржишека в 1817 г. было впервые употреблено в качестве названия музыкальной пьесы слово «Экспромт» (фр. Impromtu). Ян Вацлав Хуго Воржишек (чеш. Jan Vaclav Hugo Vorisek; 11 мая 1791, Вамберк, Чехия — 19 ноября 1825, Вена) — чешский композитор, пианист и органист. Воржишек назвал Экспромтами несколько своих фортепианных пьес (ор. 7 (1822)), и в дальнейшем его примеру следовали Шуберт, Фридерик Шопен и многие другие.
Классические образцы жанра - экспромты ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. дано издателем), наряду с его же "Музыкальными моментами" оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтической фортепианной миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематических поэмных форм с чертами сонатности (ор. 90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода "песни без слов" (ор. 90 No 3); вместе с тем в них ощутимы и генетические связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классической школы (сонатная форма в Э. ор. 142 No 1; напоминающий менуэт с трио Э. ор. 142 No 2).
Музыкальный экспромт запечатлевает не столько сам процесс импровизации, как старинные фантазии, сколько законченную художественную мысль, но возникшую внезапно, путем озарения, без предварительного обдумывания замысла.  В экспромте постоянно взаимодействуют два вида тематических элементов: лирические интонации—опевания, задержания, «вздохи» и; с другой стороны, фактурно-фигурационный тематизм, «формы общего движения». Особенно обаятельны плавные переходы от одного вида тематизма к другому, когда сам момент такого переключения незаметен. Художественная законченность экспромта выражается в ясности композиционных очертаний, что заметно отличает его и от импровизационных прелюдий и от большинства фантазий. Здесь преобладают симметрия, репризность. Но внутренняя свобода формы, овеянной духом импровизации, ощущается в процессе развития.
Отметим любопытное отличие музыкального экспромта  от поэтического жанра. Среди поэтических экспромтов царит не сводимое ни к какому типу многообразие, от глубоко скорбных лирических обобщений («Слезы» Тютчева) до застольных шуток вроде пушкинского: «Мне изюм нейдет на ум». В музыке же большинству экспромтов свойственен светлый, жизнелюбивый тонус или устремленность к свету. Это можно истолковать как момент эмоционально-эстетический: выражение радости творческой находки и ее любовного преподнесения адресату, что в условиях чистой музыки оказывается доминирующим.
У Шуберта 8 экспромтов (1827).
Экспромт Шуберта op.90 №2, Ми-бемоль мажор имеет 2 темы (и 2 образа). Первый образ (Ми-бемоль мажор) - непрерывно льющейся воды,  её кристально-чистые, прозрачные струи то весело сияют, отражая солнечные лучи (мажор), то темнеют от набежавших туч, рождая тревожные думы (минор). Второй образ (си минор) - мужественный, рыцарственный, как будто гарцующий на коне (ben marcato, ff ). Форма экспромта - трёхчастная с кодой на материале второй темы. Экспромт заканчивается необычно - в ми-бемоль миноре, колорит к концу омрачается. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий