Страницы

суббота, 13 августа 2016 г.

Adriano Banchieri / Адриано Банкьери.Il festino nella sera del Giovedi Grasso / «Праздник широкой масленицы»: No3 Mascherata di villanelle; No12 Contrappunto bestiale alle mente

Adriano Banchieri / Адриано Банкьери
«Il festino nella sera del Giovedi Grasso» / «Праздник широкой масленицы»
No3 Mascherata di villanelle
No12 Contrappunto bestiale alle mente

Итальянский композитор, музыкальный теоретик, органист и поэт эпохи позднего Возрождения и раннего барокко; основатель Accademia dei Floridi, одной из важнейших итальянских академий своего времени.

Адриано Банкьери родился и умер в Болонье (Bologna). Он появился на свет 3 сентября 1568 года под именем Томмазо Банкьери (Tommaso Banchieri) в семье родом из Лукки (Lucca), старинного города на востоке Италии (Italy). В 1587 году он вступил в монашеский орден оливетинцев (ответвления от бенедиктинцев), в 1590 году принял обеты и изменил имя на Адриано. Одним из его учителей в монастыре был Джозеффо Гуами (Gioseffo Guami), который существенно повлиял на стиль музыканта.
Он начал свою деятельность в качестве органиста в монастыре Сан-Микеле (San Michele) в Боско (Bosco), в провинции Болонья, и затем работал в Имоле (Imola), в Губбио (Gubbio), в Венеции (Venice) и Вероне (Verona).
В 1610 году он был назначен органистом аббатства Монте-Оливето-Маджоре (Monte Oliveto Maggiore), а в 1611-м вернулся в Сан-Микеле в Боско. Здесь он стал ключевой фигурой в музыкальной жизни Болоньи, в 1615 году основал Accademia dei Floridi, восстановленную в 1623 году под руководством Джироламо Джакобби (Girolamo Giacobbi) под названием Accademia dei Filomusi. В 1624 году ему было присвоено почетное звание аббата.
Как и моденский композитор Орацио Векки (Orazio Vecchi), он был заинтересован – в то время как опера еще находилась в стадии изобретения, - в использовании такой формы, как мадригал в драматических целях. В частности, он был одним из разработчиков формы, которая называлась 'мадригальная комедия' - несценической, но полной драматизма коллекции мадригалов, которые исполнялись последовательно, рассказывая законченную историю. Ранее мадригальная комедия считалась одной из важнейших предшественниц оперы, но теперь большинство музыкальных исследователей считают ее отдельным, самостоятельно развивавшимся жанром, частью общего для Италии того времени интереса к созданию музыкально-драматических форм.
Кроме того, Банкьери был влиятельным композитором-создателем канцонетт, легкой и очень популярной альтернативы мадригалу в конце 16 века. Известно, что Банкьери также не одобрял сторонников монодии со всеми их революционными гармоническими тенденциями, о чем весьма решительно высказался в своей 'Moderna Practica Musicale' (1613), и одним из первых применял в своих сочинениях генерал-бас.

В нескольких изданиях, начиная с 1605 года (переизданных, по крайней мере, шесть раз до 1638 года), композитор опубликовал серию сочинений для органа под названием 'l'Organo suonarino'. Последним его опубликованным сочинением стала 'Trattenimenti da villa' (1630). Согласно источникам, с 1598 по 1628 год Банкьери написал пять мадригальных комедий, с сюжетом и развитием персонажей, начиная с 'La pazzia senile' (1598) и заканчивая 'La saviezza giovenile'.
Помимо музыкальных сочинений, Баньери оставил после себя несколько комедий в прозе под псевдонимом Камило Скалигери (Camillo Scaligeri), написанных на смешанных тосканских диалектах. Структура их типична для театра 16 века – несколько интриг связаны единым сюжетом. В 17 веке Банкьери считался одним из самых влиятельных учителей музыки, а сборники его произведений были направлены, скорее, на студентов, чем на учителей, что было серьезным новшеством в этой области.
Адриано Банкьери умер в 1634 году, не перенеся последствий инсульта.

В мадригальных комедиях Банкьери начал с подражания своему старшему современнику Орацио Векки. Особенно сильно влияние Векки заметно в комедиях «Il studio dilettevole» (1600, по существу является парафразой «Амфипарнаса») и в «Музыкальных метаморфозах» (1601). Банкьери, подхватив музыкально-стилистические и сценические идеи Векки, развил жанр мадригальной комедии на свой манер, обогатил его собственными новациями. В прологе к «Благоразумию юности» (1628), например, он отвёл место обсуждению сценической постановки, в том числе упомянул там о «неинтересном персонаже, который в случае необходимости помогает певцам, инструменталистам и актёрам» — это упоминание считается ранним документальным свидетельством о театральном режиссёре.
В комедиях Банкьери использовал, главным образом, жанры мадригала и многоголосной песни — канцонетты, особенно её разновидности баллетто. С одной стороны, его певцы владели имитационной полифонией (необходимой для мадригала), с другой стороны, обеспечивали синхронность и живость исполнения гомофонной музыки (необходимой в баллетто). Женские и мужские роли исполняли мужчины; моментальные образные переключения (порой в пределах одной партии и одной пьесы) требовали перевоплощения, актёрского мастерства. Популярность комедиям Банкьери, помимо исполнительского блеска, гарантировали сюжеты, взятые из обыденной жизни (частью из комедии дель арте), «низкий стиль», вплоть до откровенного шутовства. Так, в пьесе «Contraponto bestiale» из мадригальной комедии «Праздник широкой масленицы» («Festino nella sera del Giovedì Grasso», 1608) сочетаются григорианский хорал с бессмысленным текстом и голоса птиц и зверей, имитируемые певцами.
 





 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий