Страницы

пятница, 10 июня 2016 г.

Тихон Николаевич Хренников / Tikhon Khrennikov. Избранные песни

Тихон Николаевич Хренников / Tikhon Khrennikov
 Избранные песни:
"Песня о Москве" из кинофильма 'Свинарка и Пастух'
"Московский окна"
"Песня верных друзей" из кинофильма 'Верные друзья'

«О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало». В этих словах — главное качество личности замечательного советского композитора, пианиста, крупного общественного деятеля.

Тихон Николаевич Хренников (28 мая(10 июня) 1913, Елец — 14 августа 2007, Москва)  крупный советский и российский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор. Первый секретарь Союза композиторов СССР в 1948—1991 гг.

Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской премии (1974), трёх Сталинских премий второй степени (1942, 1946, 1952) и Государственной премии СССР (1967). Член ВКП(б) с 1947 года.
Один из крупнейших русских композиторов. Автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 9 инструментальных концертов, музыки для 30 кинофильмов, многочисленных произведений камерной, вокальной и программной музыки и музыки для театральных постановок.

«Моей мечтой всегда была музыка». Осуществление этой мечты началось в детстве, когда будущий композитор жил с родителями и многочисленными братьями и сестрами (он был последним, десятым ребенком в семье) в Ельце. Правда, музыкальные занятия в то время носили довольно случайный характер. Серьезная профессиональная учеба началась в Москве, в 1929 г. в музыкальном техникуме им. Гнесиных у М. Гнесина и Г. Литинского и продолжалась затем в Московской консерватории в классе композиции В. Шебалина (1932-36) и в классе фортепиано Г. Нейгауза. Еще будучи студентом, Хренников создал свой Первый фортепианный концерт (1933) и Первую симфонию (1935), сразу же завоевавшие единодушное признание как слушателей, так и профессиональных музыкантов. «Горе, радость, страдание и счастье» — так определил замысел Первой симфонии сам композитор, и это жизнеутверждающее начало стало главной чертой его музыки, всегда сохраняющей юношеское ощущение полнокровности бытия. Присущая этой симфонии яркая театральность музыкальных образов явилась еще одной характерной особенностью стиля композитора, определившей в будущем постоянный интерес к музыкально-сценическим жанрам. (В биографии Хренникова имеется даже... актерское выступление! В кинофильме режиссера Ю. Райзмана «Поезд идет на Восток» (1947) он сыграл роль Матроса.) Дебют Хренникова — театрального композитора состоялся в Московском театре для детей, руководимом Н. Сац (пьеса «Мик», 1934), но настоящий успех пришел, когда в Театре им. Е. Вахтангова была поставлена комедия В. Шекспира «Много шума из ничего» (1936) с музыкой Хренникова.
Именно в этой работе впервые в полной мере раскрылся щедрый мелодический дар композитора, в котором заключается главный секрет его музыки. Песни, прозвучавшие здесь, сразу же сделались необычайно популярными. И в последующих работах для театра и кино неизменно появлялись новые песни, тут же уходившие в быт и до сих пор не утратившие своего обаяния. «Песня о Москве», «Как соловей о розе», «Лодочка», «Колыбельная Светланы», «Что так сердце растревожено», «Марш артиллеристов» — эти и многие другие песни Хренникова начинали свою жизнь в спектаклях и фильмах.
Песенность стала основой музыкального стиля композитора, а театральность во многом определила принципы музыкального развития. Музыкальные темы-образы в его произведениях легко трансформируются, свободно подчиняются законам различных жанров — будь то опера, балет, симфония, концерт. Этой способностью к всевозможным метаморфозам объясняется и такая характерная черта творчества Хренникова, как неоднократное возвращение к одному и тому же сюжету и, соответственно, музыке в различных жанровых вариантах. Например, на основе музыки к спектаклю «Много шума из ничего» создается комическая опера «Много шума из-за... сердец» (1972) и балет «Любовью за любовь» (1982); музыка к спектаклю «Давным-давно» (1942) возникает в фильме «Гусарская баллада» (1962) и в одноименном балете (1979); музыка к кинофильму «Дуэнья» (1978) используется в опере-мюзикле «Доротея» (1983).
Один из наиболее близких Хренникову жанров — музыкальная комедия. Это естественно, ибо композитор любит шутку, юмор, легко и непринужденно включается в комедийные ситуации, остроумно их импровизирует, как бы предлагая всем разделить радость веселья и принять условия игры. Однако при этом он нередко обращается и к темам, далеко не только комедийным. Так. либретто оперетты «Сто чертей и одна девушка» (1963) составлено по материалам из жизни религиозных сектантов-изуверов. С серьезными проблемами нашей современности перекликается замысел оперы «Золотой теленок» (по одноим. роману И. Ильфа и Е. Петрова), ее премьера состоялась в 1985 г.
Еще во время учебы в консерватории у Хренникова возникла мысль написать оперу на революционную тему. Он осуществил ее позже, создав своеобразную сценическую трилогию: оперы «В бурю» (1939) на сюжет романа Н. Вирты. «Одиночество» о событиях революции, «Мать» по М. Горькому (1957), музыкальную хронику «Белая ночь» (1967), где в сложном переплетении событий показана русская жизнь в канун Великой Октябрьской социалистической революции.
Наряду с музыкально-сценическими жанрами важное место в творчестве Хренникова занимает инструментальная музыка. Он автор трех симфоний (1935, 1942, 1974), трех фортепианных (1933, 1972, 1983), двух скрипичных (1959, 1975), двух виолончельных (1964, 1986) концертов. Жанр концерта особенно привлекает композитора и предстает у него в изначальном классическом предназначении-как увлекательное праздничное состязание солиста и оркестра, близкое столь любимому Хренниковым театральному действу. Присущая жанру демократическая направленность совпадает с художественными намерениями автора, всегда стремящегося к общению с людьми в самых разнообразных формах. Одна из таких форм — концертная пианистическая деятельность, которая началась 21 июня 1933 г. в Большом зале Московской консерватории и продолжается уже более полувека. В молодости, будучи студентом консерватории, Хренников написал в одном из писем: «Сейчас обратили внимание на повышение культурного уровня... Мне страшно хочется заняться... большой общественной работой именно в этом направлении».
Слова оказались пророческими. В 1948 г. Хренников был избран Генеральным, с 1957 г. — первым секретарем правления Союза композиторов СССР.
Наряду с огромной общественной деятельностью Хренников долгие годы преподает в Московской консерватории (с 1961). Кажется, что этот музыкант живет в каком-то особом ощущении времени, бесконечно раздвигая его рамки и наполняя огромным количеством дел, которые трудно представить в масштабах жизни одного человека.
О. Аверьянова






Слова: Гусев В.
Хорошо на московском просторе,
Светят звезды Кремля в синеве.
И, как реки встречаются в море,
Так встречаются люди в Москве.

Нас веселой толпой окружила,
Подсказала простые слова,
Познакомила нас, подружила
В этот радостный вечер Москва.

Припев:
И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.

Не забыть мне очей твоих ясных
И простых твоих ласковых слов,
На забыть мне московских прекрасных
Площадей, переулков, мостов.

Скоро встанет разлука меж нами,
Зазвенит колокольчик - прощай!
За горами, лесами, полями
Ты хоть в песне меня вспоминай.

Припев.
Волны радио ночью примчатся
Из Москвы сквозь морозы и дым.
Голос дальней Москвы мне казаться
Будет голосом дальним твоим.

Но я знаю, мы встретимся скоро,
И тогда, дорогая, вдвоем,
На московских широких просторах
Мы опять эту песню споем.
Припев:
И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.






Слова: Матусовского М.

Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья,
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.

Я могу под окнами мечтать.
Я могу, как книги, их читать.
И, заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.

Я, как в годы давние, опять
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.

Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам.
Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет -
Московских окон негасимый свет.





Слова: Матусовского М .
Что так сердце, что так сердце
Растревожено?
Словно ветром тронуло струну…
О любви немало песен сложено,
Я спою тебе, спою ещё одну.

О любви немало песен сложено,
Я спою тебе, спою ещё одну.
По дорожкам,
Где не раз ходили оба мы,
Я брожу, мечтая и любя.
Даже солнце светит по-особому
С той минуты, как увидел я тебя.
Даже солнце светит по-особому
С той минуты, как увидел я тебя.

Все преграды я могу
Пройти без робости,
В спор вступлю с невзгодою любой.
Укажи мне только лишь на глобусе
Место скорого свидания с тобой.
Укажи мне только лишь на глобусе
Место скорого свидания с тобой.

Через годы я пройду
Дорогой смелою,
Поднимусь на крыльях в синеву.
И отныне всё, что я ни сделаю,
Светлым именем твоим я назову.
И отныне всё, что я ни сделаю,
Светлым именем твоим я назову.

Посажу я на земле сады весенние,
Зашумят они по всей стране,
А когда придёт пора цветения,
Пусть они тебе расскажут обо мне.
А когда придёт пора цветения,
Пусть они тебе расскажут обо мне.



Комментариев нет:

Отправить комментарий