Страницы

вторник, 7 июня 2016 г.

Леонид Собинов. П.И. Чайковский / Pyotr Tchaikovsky, ''Средь шумного бала''; Ариозо Ленского из оперы ''Евгений Онегин''

Леонид Собинов
П.И. Чайковский, ''Средь шумного бала''
П.И. Чайковский, Ариозо Ленского из оперы ''Евгений Онегин''

Леонид Витальевич Собинов (7 июня 1872, Ярославль — 14 октября 1934, Рига) — русский оперный певец (лирический тенор), народный артист Республики (1923), один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы
Выдающийся русский оперный певец (лирический тенор), народный артист РСФСР, крупнейший представитель русской классической вокальной школы.

Когда в семье не очень удачливого ярославского торговца пшеницей 7 июня (по новому стилю) 1872 года родился мальчик Леонид, ничто не предвещало, что новорожденного ждет всемирная слава.
Семья была большой - пятеро детей. Жили в купеческом особняке по патриархальным обычаям: гитару Леонида, купленную им на свои детские денежки, отец в Великий пост запирал на ключ.

Мать умерла рано, и отец женился снова. Учился Леонид в гимназии очень хорошо, тогда же начал петь в хоре. Но о певческой карьере не думал, он мечтал стать адвокатом. Окончил юридический факультет Московского университета, где тоже учился отлично. И тоже пел в хоре. Отбыв, как положено, год на военной службе, Леонид Собинов занялся адвокатской практикой. Вел 76 дел, не прекращая при этом занятий вокалом. Впервые на профессиональной сцене спел в январе 1891 года в составе хора украинской труппы, выступавшей в Москве.

Параллельно с занятиями в университете Леонид Собинов овладевал навыками вокала в Филармоническом училище. Здесь он познакомился с Марией Каржавиной, которая стала его женой. У них родилось двое сыновей. В то же время молодому адвокату предложили на два года контракт на выступления в Большом театре. Дебют Собинова на прославленной сцене состоялся 24 апреля 1897 года в партии Синодала оперы “Демон”. А еще через год Леонид Собинов спел здесь же в опере 'Евгений Онегин' партию Ленского, которая стала затем до конца жизни его главной ролью.

Однажды за кулисами во время спектакля две девушки возмутились, что героиня оперы Татьяна влюбилась в Онегина, а не в Ленского. На что актер, исполнявший в спектакле главную роль, справедливо заметил: “Милые барышни, не судите Пушкина, он ведь не знал, что Ленского будет петь Собинов”. А осенью 1899 года певец окончательно бросает адвокатскую практику после того, как председатель суда на заседании пошутил: “Ну, соловей, посмотрим, что вы нам споете”. И хотя юридический мир потерял неплохого адвоката, зато мир искусства окончательно приобрел великого артиста, который так же, как и знаменитый Ф. Шаляпин, привнес в оперный вокал актерское мастерство русского психологического театра.

Уже в первые годы ХХ века творчество Собинова признано по всей Европе - два года он поет в легендарном итальянском театре “Ла Скала”, с успехом гастролирует в Испании, Англии, Германии, Франции... В каждой новой роли он ищет новые актерские решения, разрушая сложившиеся оперные штампы. Когда он пел “Прощание с лебедем” Лоэнгрина в одноименной опере, даже дирижеры не могли удержаться от слез. Выдающийся певец слыл к тому же добрым и бескорыстным человеком. Он был почетным членом Общества помощи нуждающимся студентам, давал благотворительные концерты, деньги от которых помогли сотням талантливых ребят из бедных семей получить высшее образование. Когда началась Первая мировая война, в своем большом доме Собинов открыл лазарет.
Хотя он был довольно аполитичным человеком, но Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года встретил благосклонно.
Неплохо отнеслась к певцу и советская власть. В 1917-1918 годах был директором Большого театра, ему присвоили звание народного артиста Республики, он стал депутатом Моссовета, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Между тем оба его сына от первого брака были офицерами и служили в Белой армии. Младший Юрий умер в 1920 году от ран, а старший Борис эмигрировал в Германию, где стал довольно известным композитором. В 20-е и 30-е годы они часто встречались в Европе, когда Леонид Собинов приезжал туда с концертами.

Леонид Собинов - один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы. Его отличали неповторимый, пленительный голос (лучистый, серебристого тембра), артистизм, драматический талант, высокая культура. Мягкость, нежность звучания голоса не исключали мужественности, силы. Певец глубоко проникал в духовный мир своих героев, в замысел композитора.

Для него была характерна поэтизация музыкального образа. Он по-новому интерпретировал многие оперные партии. Одно из лучших его созданий - Ленский ("Евгений Онегин" Чайковского), ставший классическим образцом для последующих исполнителей. Среди других партий: Боян ("Руслан и Людмила" Глинки), Левко, Берендей ("Майская ночь", "Снегурочка" Римского-Корсакова), Владимир Игоревич ("Князь Игорь" Бородина), Лоэнгрин ("Лоэнгрин" Вагнера), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Вертер, де Грие ("Вертер", "Манон" Массне), Йонтек ("Галька" Монюшко), Герцог, Альфред ("Риголетто", "Травиата" Верди). Был также крупным мастером камерного вокального жанра, тонким интерпретатором романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. С. В. Рахманинова.

«Средь шумного бала…» – один из самых популярных романсов П.И. Чайковского. Стихотворение было написано в 1851 г., а романс – в 1878 г.


Алексей Толстой посвятил стихи совей будущей супруге Софье Миллер, урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде в Петербургском Большом театре.
Чайковский выбрал жанр вальса. Но в музыке всё внимание сосредоточено на интимных чувствах, когда существуют лишь двое – и больше никто им не нужен. Как это бывало и с другими текстами романсов, Чайковский внёс небольшие изменения в текст и пунктуацию.

Этот романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда.

Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской музыкальной культуре.






Алексей Толстой
Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

1851






Я люблю вас, я люблю вас, Ольга,
Как одна безумная душа поэта
Еще любить осуждена.
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Я, отрок, был тобой пленённый,
Сердечных мук еще не знав,
Я был свидетель умилённый
Твоих младенческих забав.
В тени хранительной дубравы
Я разделял твои забавы, ах.
Я люблю тебя, я люблю тебя,
Как одна душа поэта только любит,
Ты одна в моих мечтаньях,
Ты одно моё желанье.
Ты мне радость и страданье,
Я люблю тебя, я люблю тебя.
И никогда ничто, ни охлаждающая даль,
Ни час разлуки, ни веселья шум,
Не отрезвят души согретой
Девственным любви огнём.
Я люблю тебя, я люблю тебя, люблю тебя.




Комментариев нет:

Отправить комментарий