Страницы

суббота, 20 февраля 2016 г.

Carl Czerny / Карл Черни

                      Carl Czerny / Карл Черни

Variations On The Aria "La Ricordanza“ by Pierre Rode, Op.33
     Piano Sonata No.2 in A minor, Op.13, I Molto allegro

Карл Черни (немCarl Czerny, 21(20) февраля 1791, Вена – 15 июля 1857, там же) — австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
Карл Черни родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 1800 – 1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. В этот же период учился у И. Н. Гуммеля и Муцио Клементи.
"Мы по достоинству еще не оценили Черни", — писал И. Брамс. Эта мысль, высказанная в XIX веке, справедлива и в настоящее время. По-прежнему мы располагаем весьма ограниченными сведениями о творческих устремлениях и методических принципах одного из виднейших музыкантов первой половины прошлого столетия. Более того, далеко не в полном объеме известны фортепианные сочинения Черни, в том числе сборники его полезнейших инструктивных этюдов и упражнений.
В середине XIX века Карл Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак, Альфред Яель и многие другие.
Перу Черни принадлежит более тысячи произведений (861 опус) в различных жанрах, среди них множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и упражнений, а также фундаментальных методических трудов. Однако даже этот перечень дает лишь приблизительное представление о плодовитости автора: отдельные опусы включают несколько десятков тетрадей.
В лице К. Черни гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга композитор, пианист, педагог, преследующий определенные просветительские цели. Его деятельность в плане просветительства была прежде всего направлена на пропаганду творчества глубоко почитаемого им Бетховена, фортепианные сочинения которого составляли неотъемлемую часть концертных программ Черни: так, в 1806 году он впервые исполнил С-dur'ный концерт Бетховена, а в 1812 — с большим успехом Пятый, Es-dur'ный. Черни переложил для фортепиано симфонии Бетховена, и именно ему композитор доверил сделать фортепианный вариант единственной и страстно любимой своей оперы "Леонора" (1805). Черни способствовал также широкому распространению произведений выдающихся композиторов XVII — XIX веков; он аранжировал в две и в четыре руки оратории Шютца, Генделя, кантаты И.С. Баха, симфонии Шпора, Гайдна и Моцарта; впервые осуществил редакции сонат Доменико Скарлатти, "Хорошо темперированного клавира" и других полифонических сочинений И.С. Баха. Черни перевел на немецкий язык школу Л. Адама "Метода или общий принцип аппликатуры на фортепиано", 4-х томный труд А. Рейхи "Полный учебник музыкальной композиции", а также "Искусство пения в применении к фортепиано" С. Тальберга. Черни переработал совместно с А. Мюллером клавикордную школу Г.С. Лелейна (1773); редакция этой школы вышла в 1825 году под названием "Grose Fortepiano-Schule". Большой заслугой Черни является и то, что им создана своего рода фундаментальная энциклопедия "Обзор всей музыкальной истории", где в хронологическом порядке представлены сведения о крупных композиторах всех времен и народов. Наконец, Черни оставил и несколько поэтических опусов. Нельзя не удивляться такой кипучей, разносторонней деятельности и столь феноменальной работоспособности.
В жизни Черни был человеком скорее умеренным, рассудительным, уравновешенным, нежели порывистым и эмоциональным. Он не жаждал ни славы ни денег. Добротность сделанного – вот что прежде всего его подкупало в искусстве.
Не богатая внешними событиями вся жизнь Черни прошла в Вене: лишь в 1836 году он посетил Лейпциг, в 1837- Лондон и Париж, в 1846- Ломбардию. Последние два десятилетия творческой деятельности он посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям лишь с талантливыми учениками, причем бесплатно. За 10 дней до смерти, в июне 1857 года были закончены две увертюры и три сонаты. Музыка была единственной радостью Черни, делом всей его жизни.
Деятельность К. Черни привлекала к себе внимание многих выдающихся музыкантов прошлого и нашего столетий. 
 


 
 
 


 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий