Рейнгольд Морицевич Глиэр / Reinhold Glière
Танец моряков из балета "Красный мак";Гимн Великому Городу; О, если б грусть моя...
29 апреля [11 мая] 1897 Глиэр приведён к присяге на Российское подданство.
В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 годах брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.
В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. — Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 года педагог.
10 [23] января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.
В 1913—1920 годах профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 годах директор консерватории.
В 1920—1941 годах профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 годах заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 года систематически выступал как дирижёр, с 1930—х годов с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 годах председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).
В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).
Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).
Танец моряков из балета "Красный мак";Гимн Великому Городу; О, если б грусть моя...
Рейнгольд Морицевич Глиэр(имя при рождении — Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874—1956) — советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга. Доктор искусствоведения, профессор.
Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого городка Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).29 апреля [11 мая] 1897 Глиэр приведён к присяге на Российское подданство.
В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 годах брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.
В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. — Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 года педагог.
10 [23] января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.
В 1913—1920 годах профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 годах директор консерватории.
В 1920—1941 годах профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 годах заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 года систематически выступал как дирижёр, с 1930—х годов с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 годах председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).
В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).
Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).
"Яблочко", флотская сюита, Ансамбль танца Игоря Моисеева
О, ЕСЛИ Б ГРУСТЬ МОЯ…
Музыка Р. Глиэра
Слова Россвейна
О, если б грусть моя,
Что давит сердце мне,
Тебе без слов была понятна!
Как ночи мгла без звезд,
Как мир в предсмертном сне,
Она темна и необъятна!
Обманчивой слезой не выплачешь всего,
Не перескажешь песней нежной.
Ты песни не поймешь, как сердца моего
Не понял ты в груди мятежной.
Музыка Р. Глиэра
Слова Россвейна
О, если б грусть моя,
Что давит сердце мне,
Тебе без слов была понятна!
Как ночи мгла без звезд,
Как мир в предсмертном сне,
Она темна и необъятна!
Обманчивой слезой не выплачешь всего,
Не перескажешь песней нежной.
Ты песни не поймешь, как сердца моего
Не понял ты в груди мятежной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий