Страницы

среда, 6 января 2016 г.

Александр Николаевич Скрябин / Alexander Scriabin. Этюд op. 8 №12; op.2 №1

Александр Николаевич Скрябин / Alexander Scriabin
                      2 Этюда: op. 8 №12; op.2 №1

Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Б. Асафьев
А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, « Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

А.Н. Скрябин родился 6 января (по новому стилю) в Москве, где он провёл детство и юность, где протекли годы его учения, художественного подъёма и вступление в пору творческого расцвета.
Родителям не довелось сыграть особую роль в его жизни, т.к. мать, Любовь Петровна Щетинина, пианистка, блестяще окончившая Петербургскую консерваторию (её высоко ценили братья А.Г. и Н.Г Рубинштейны), скончалась в 1873 году от туберкулёза. Отец был юристом, после смерти жены уехал в Петербург, окончил институт восточных языков и уехал в Турцию. Женившись во второй раз на итальянке, он раз в несколько лет приезжал в Россию в отпуск и эпизодически виделся с сыном.
Все заботы о маленьком Скрябине взяли на себя две бабушки - мать отца Елизавета Ивановна, её сестра Мария Ивановна и сестра отца, тётушка Александра Николаевича, Любовь Александровна. Три женщины души в нём не чаяли. Шуринька, как его называла тётушка, был тихий, ласковый, очень нервный и хрупкий. Его не приходилось чем-нибудь занимать, он всегда сам находил себе занятия: смотрел картинки, рисовал, клеил. Он был очень любознательным, обладал прекрасной памятью. К 7 годам он уже мог хорошо читать и писать.
Музыкальные способности проявились довольно рано. С ранних лет Скрябин подбирал на различных музыкальных инструментах. С 5 лет мальчика стали брать в оперный театр. Здесь его больше всего интересовал оркестр. С большим увлечением следил он за дирижёром, оркестрантами, выяснял названия инструментов. Самым любимым инструментом будущего композитора был рояль.
В 1882 году десятилетний Скрябин, блестяще сдав экзамены, поступает во 2- й Московский кадетский корпус. С лета 1883 года начались систематические занятия на фортепиано. Первым его педагогом был Г. Конюс. Постепенно у Скрябина созрело решение поступать в консерваторию. Продолжая заниматься в корпусе, будущий композитор начал заниматься с Н. Зверевым по фортепиано. Параллельно с С. Танеевым - теорией музыки. Затем прошёл курс гармонии с Г. Конюсом. В январе 1888 года был принят без экзаменов в класс контрапункта С. Танеева. Одновременно он был принят по классу фортепиано к В. Сафонову. Года за полтора до окончания консерватории, Скрябин переиграл правую руку, разучивая "Исламея" Балакирева и фантазию Листа на темы Моцарта. Это было одним из толчков для возникновения интереса к философским вопросам: "Первая серьёзная неудача в жизни. Первое серьёзное размышление: начало анализа... Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге",- писал он.
В 1889 году Скрябин закончил кадетский корпус, а в 1892 году- консерваторию с малой золотой медалью по классу фортепиано (по композиции он не закончил Консерваторию, т.к. перейдя на старших курсах к А. Аренскому, "не сошёлся с ним характером").
В феврале 1894 года Скрябин впервые выступает в Петербурге -как пианист - исполнитель собственных произведений. Здесь он знакомится с М. Беляевым. Эта встреча сыграла большую роль в его жизни. Беляев был богатым лесопромышленником, который много сделал для русских композиторов. Через него завязались отношения Скрябина с Н.А. Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами.
Начиная с середины 90-х годов, развёртывается исполнительская деятельность Скрябина. Он побывал во многих городах России: в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, в Одессе. Летом 1895 состоялась первая поездка за рубеж: Германия, Франция Швейцария, Италия, Бельгия. В начале 1898 года состоялся несколько необычный концерт в Париже, он был целиком из произведений Скрябина: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (Исакович), на которой незадолго до этого женился. Концерт прошёл с успехом.
По мере увеличения семьи возрастали и расходы, поэтому в 1898 году Скрябин принимает предложение Сафонова и становится профессором Московской консерватории по классу фортепиано.
На протяжении 90-х годов происходит духовный подъём Скрябина- художника. Постепенно складываются основы его эстетических взглядов. Появляются тенденции к осмыслению сущности и задач художественного творчества, поиски последовательной системы мировоззрения.
Скрябин с юных лет любил природу, особенно восхищала его морская стихия: "Вот где простор, и не говоря о бесконечности красок и форм", - писал он.
Начиная с 1894 года, появляются лучшие скрябинские фортепианные произведения первого периода его творчества. Исключительно большая роль фортепиано в творчестве Скрябина сближает его с Шопеном. Однако, воспринятые Скрябиным элементы шопеновского стиля претворялись им глубоко по-своему. Среди небольших произведений этих лет первое место занимают прелюдии. Жанр прелюдии особенно подходил для воплощения в сжатой, лаконичной форме многообразных контрастирующих душевных переживаний. Количество прелюдий показывает, насколько композитор был увлечён ими (около 50 в течение 1895-1896), при этом одновременно сочинялись различные другие вещи, в том числе Вторая соната. Отталкиваясь от классического образца -24 прелюдии Шопена, охватывающие все тональности, Скрябин задумал написать два таких цикла, но ограничился одним. Остальные прелюдии, сочинённые в связи с этим замыслом, были объединены при издании в отдельные сборники.
Рядом с прелюдиями ближайшее место по значению занимают этюды. Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12 этюдов.ор.8 включает в себя замечательнейшие образцы этой формы. Подобно Шопену, Листу и другим композиторам, Скрябин сочетает в этюдах поэтическо-технические сложности со значительным, глубоким музыкальным содержанием. Круг образов скрябинских этюдов в большей мере близок кругу его же прелюдий.
Кроме произведений малой формы, в 90-е годы так же создан ряд крупных произведений. Главное значение имеют, прежде всего, три первых сонаты и единственный концерт Скрябина. Первая соната была создана через год после окончания консерватории. Она занимает в его творчестве рубежное положение, знаменуя переход к началу зрелости.
Произведения 90-х годов - это первый этап творческой зрелости Скрябина. Хотя рояль и продолжал оставаться для него любимым инструментом, однако он уже не удовлетворяется только им. Новые творческие задачи заставляют композитора обратится к оркестру, которому он и уделяет на время главное внимание.
Возникновение новых замыслов отразило эволюцию художественного мировоззрения Скрябина, в свою очередь связанного с окружавшей его идейной атмосферой и новыми веяниями в русской художественной жизни этого периода. В конце 90-х - начале 1900 годов процесс формирования идейно- художественных и философских взглядов композитора, сыгравших определённую роль в его творчестве. Их исходной точкой являлось убеждение, что искусство оказывает огромное нравственное воздействие на людей и может их объединять. Эта идея составила основу замысла его Первой симфонии, первым оркестровым сочинением (до симфонии было ещё несколько опытов симфонического письма, которые не были изданы). В 1901 году появилась Вторая симфония.
В течение летних месяцев 1903 года было написано около 35 фортепианных произведений. Для большинства из них характерны мажорные тональности, в отличие от сочинений 90-х, в которых большей частью преобладал минор, то трагедийно-патетический, то скорбный. Из прежних жанров сохраняются только прелюдия и этюд. Почти вовсе исчезают традиционные танцевальные формы.
Но появляется новая форма, которая сохранилась у Скрябина до конца его творческого пути - поэма. Первыми образцами фортепианных поэм явились две поэмы ор.32, принадлежащие к числу наиболее выдающихся и широко известных скрябинских пьес. Из прелюдийных циклов этих лет особенно выделяются ор.37, 4 прелюдии, и второй цикл этюдов ор.42.
В 1903 году Скрябин бросает тяготившую его работу в консерватории. М. Морозова, обладавшая большими денежными средствами, предложила ему " спонсорскую поддержку" в 2400 рублей (подобно тому, как в своё время Чайковскому была предложена поддержка Н. Фон Мекк). В феврале 1904 года Скрябин выехал за границу.
Ближайшие годы Скрябин провёл в различных странах: Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, в Америки. Дольше всего жил в Швейцарии - около 2-х лет. Там Скрябин усиленно работал над партитурой Третьей симфонии, продолжал много читать по философии и психологии. Когда осенью того же года в Женеве состоялся международный философский конгресс он посещал заседания и внимательно изучал его протоколы.
В 1904 году Третья симфония была завершена. Вскоре после этого Скрябин отправляется в Париж. К этому времени относится очень важное событие: он разводится со своей женой Верой Ивановной. Второй женой Скрябина стала Татьяна Фёдоровна Шлерец.
Весной 1905 года в Париже состоялось первое исполнение Третей симфонии (Божественной поэмы), которая, в целом, имела большой успех. После этого Скрябин с Татьяной Фёдоровной уезжают в Италию, где композитор работает над Поэмой экстаза.
Находясь на чужбине, Скрябина очень интересовало происходящее на Родине, особенно революция 1905 года. Но исторические события воспринимались им через призму его заветных художественных мечтаний.
В марте 1907 года Семья Скрябиных (в 1906 году у них родилась дочь Ариадна) переселилась в Париж. Здесь в мае состоялся цикл русских концертов, организованных известным русским художественным деятелем С. Дягилевым, активно пропагандирующим русское искусство на западе. Программа концертов включала в себя крупнейших русских композиторов, начиная с М.И. Глинки, включая и произведения Скрябина.
В 1909 году Скрябин возвращается на Родину. Первые месяцы этого года обеих столиц прошли под "звездой" Скрябина. После не большой поездки в Брюссель, в 1910 году семья Скрябина окончательно вернулась на Родину.
На протяжении последних лет жизни Скрябин создал ещё пять сонат и ряд небольших пьес. Эти поздние сочинения во многом развивают образы и настроения "Прометея" (первое исполнение которого состоялось в марте 1911 года), в общем, они основаны на той же ладовой системе.
Летом 1914 года вспыхнула первая мировая война. Она казалась Скрябину лишь необходимым, но переходящим этапом к дальнейшим мировым катастрофам. Зима 1914-1915 года прошла в работе над "Предварительным действием". К концу 1914 года был готов текст.
Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде (исполнял он только свои произведения).
Вернувшись в Москву, он вдруг почувствовал себя плохо. Скончался великий композитор ранним утром 27 апреля 1915 года от заражения крови. Весть о его ранней кончине в расцвете творческих сил поразила всех. В последний путь его провожала вся артистическая Москва, присутствовало много учащейся молодежи. «Александр Николаевич Скрябин», — писал Плеханов, — «был сыном своего времени. ...Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянноезначение и делается непреходящим».











Бальмонт. Эльф (1916)
{под впечатлением музыки Скрябина}

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское - бемоль -
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий