Страницы

суббота, 19 декабря 2015 г.

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov.Опера “Снегурочка” Пляска скоморохов

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov
Опера “Снегурочка” Пляска скоморохов. (III действие)

Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-солнцу”.
Н.А. Римский-Корсаков

“Снегурочка” - самая поэтичная опера Н.А. Римского-Корсакова. Он считал ее своим лучшим творением. Опера “Снегурочка” поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Обстоятельства создания “Снегурочки” хорошо известны. Н.А. Римский-Корсаков сам рассказывал о них в “Летописи моей музыкальной жизни”. Сказка А.Н. Островского “Снегурочка” была первый раз прочитана Н.А. Римским - Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879-80 г. он снова ее прочитал и, на сей раз “точно прозрел на ее удивительную красоту”. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Воодушевленный новым сюжетом, Н.А. Римский - Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с А.Н. Островским и попросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые, при работе над оперой, изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки. Лето 1880 года Н.А. Римский - Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все – пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. “Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно.
О сочинении “Снегурочки” никто не знал, ибо дело это я держал в тайне, и, объявил по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил”, - вспоминал композитор. Еще полгода композитор работал над инструментовкой оперы.
“Кончая “Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги”, – писал Н.А. Римский - Корсаков.
В 1881 году опера была завершена. Премьера состоялась 29 января (10 февраля) 1882 года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А.Н. Островский: “Музыка к моей “Снегурочке” удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки”.
Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье – коренится в народной поэзии. “Снегурочка” воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора “вечные, периодически выступающие силы природы”. Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле - солнцу, “творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях” (Н.А. Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.
В первой постановке, “роскошной”, как удостоверяют современники, автор выделил одного лишь Леля, исполнявшегося А.А. Бичуриной; прочие были не более чем удовлетворительны. Оркестр под управлением Э.Ф. Направника был исправен, но и только. Духа музыки дирижер не почувствовал и оперу Корсакова не полюбил. Народность слабо отражалась в нарядных, но в большей части казенно-оперных декорациях и костюмах, в казенно-балетных плясках и хороводах.
Все это предстало неузнаваемым в постановке Московской частной оперы Саввы Мамонтова в 1885 году.
Богатый предприниматель, С.И. Мамонтов делил свое время и свои силы между строительством железных дорог и занятием искусством. С.И. Мамонтов был разносторонним любителем-скульптором, певцом, драматургом, актером и режиссером. Другое увлечение и точка приложения огромной энергии С.И. Мамонтова – театр. С конца 70-х годов в усадьбе С.И. Мамонтова Абрамцево ставятся – под руководством С.И. Мамонтова – домашние драматические спектакли. С.И. Мамонтов в этих спектаклях был и драматургом, и режиссером, и даже гримером. Свою первую оперную постановку С.И. Мамонтов осуществил в одном из домашних абрамцевских спектаклей (третий акт “Фауста” Гуно). В 1885 году С.И. Мамонтов открыл в Москве оперный театр под наименованием Московская частная русская опера. Мамонтовский театр вошел в историю русской культуры как весьма значительное и по основным своим творческим устремлениям передовое явление русского искусства. В труппу этого театра входили выдающиеся певцы и певицы: Ф.И. Шаляпин, А.В. Секар-Рожанский, Н.И. Забела-Врубель, Е.Я. Цветкова, Н.В. Салина. Основным дирижером был Е.Д. Эспозито. Несколько позже в мамонтовскую труппу вошел в качестве дирижера С.В. Рахманинов. Главным режиссером театра стал сам С.И. Мамонтов. Савва Иванович был прирожденным театральным руководителем, он оказал значительное влияние на развитие русской оперы. С Московской частной русской оперой связан целый период оперной деятельности Н.А. Римского-Корсакова. В течение пяти лет на сцене частной оперы были осуществлены первые постановки шести опер композитора. В качестве художников-декораторов в Московской частной опере были заняты виднейшие русские художники М.В. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов и др.
Наиболее ярко особенности дарования Васнецова проявились в оформлении спектакля “Снегурочка” по пьесе Александра Островского, поставленного в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника “Снегурочка” стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году в Московской частной опере, была поставлена опера Н.А. Римского - Корсакова “Снегурочка”. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище. Декорации, созданные в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Равным образом эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. В качестве основы был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.

III действие. Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. Царь Берендей выходит к народу. Заплясали скоморохи. “Пляска скоморохов” - это оркестровый номер задорного и бодрого характера. В “Пляске скоморохов” Н.А. Римский -Корсаков продемонстрировал свое мастерство композитора, сумев передать в симфоническом оркестре звучание народных инструментов.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий