Страницы

понедельник, 9 ноября 2015 г.

Wolfgang Amadeus Mozart. Bundeslied, KV.623a Песня дружбы

                      Wolfgang Amadeus Mozart
              Bundeslied, KV.623a Песня дружбы

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.
Семь последних лет своей жизни, с 1784 года и до самой смерти, композитор Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Масонство сыграло важную роль в его жизни и творчестве.
14 декабря 1784 года Моцарт прошёл посвящение в степень ученика, а к 1785 году уже был инициирован в степень мастера-масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), которого посвятили в степень мастера через 16 дней с момента вступления в ложу.
Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга — Леопольд Моцарт (в 1787 году)
Став мастером-масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн:
«Масонство воплощало для него стремление к нравственному очищению, труд на благо человечества, примирение со смертью. При этом надо подчеркнуть, что такую артистическую натуру, как Моцарт, могла привлекать и тщательно разработанная символика масонства. Символика католической церкви, ее церемониал были Моцарту хорошо известны. А вот таинственные символы ложи были ему внове. Его как ребенка забавляли некоторые особенности масонских обрядов, и это вполне отвечает его характеру»
Среди работ Моцарта посвящённых масонству преобладают вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях — это составные части кантат. Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость трехголосия, несколько риторический общий характер».
Среди них такие сочинения, как:

  • «Погребальная масонская музыка» (K.477/479a)
  • Адажио для двух бассетгорнов и фагота Фа мажор. (K.410/484d) Использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий.
  • Адажио для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов Си мажор (K.411/484a) для вступления в ложу братьев ложи.
  • Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.» Ми мажор, (K.471)
  • Адажио и фуга До минор для струнного оркестра, (K.546)
  • Адажио и Рондо До минор для флейты, гобоя, альта, виолончели и стеклянной гармоники, (K.617)
  • Маленькая Кантата «Laut verkünde unsre Freude» (K.623), и другие.
Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер.
По материалам Википедии


 



 
Brüder, reicht die Hand zum Bunde!
Diese schöne Feierstunde
Führ uns hin zu lichten Höhn!
Laßt, was irdisch ist, entfliehen,
Unsrer Freundschaft Harmonien
/: Dauern ewig, fest und schön. :/
Preis und Dank dem Weltenmeister,
Der die Herzen, der die Geister
Für ein ewig Wirken schuf!
Licht und Recht und Tugend schaffen
Durch der Wahrheit heil'ge Waffen,
/: Sei uns göttlicher Beruf. :/
Ihr, auf diesem Stern die Besten,
Menschen all im Ost und Westen
Wie im Süden und im Nord!
Wahrheit suchen, Tugend üben,
Gott und Menschen herzlich lieben,
/: Das sei unser Lösungswort. :/
 
Музыка гимна Австрии взята из последнего произведения Вольфганга Амадея Моцарта, (приложения) «Масонской кантаты» (нем. Freimaurerkantate), законченного им за 19 дней до смерти, 5 декабря 1791 года. В современном музыковедении считается, однако, что именно эта мелодия написана не Моцартом, а его товарищем по масонской ложе Иоганном Хольцером. Для современного оркестрового состава мелодия конца XVIII века была аранжирована Максом Шёнхерром. Слова гимна были написаны Паулой фон Прерадович и утверждены на конкурсной основе в 1947 г.
  


Комментариев нет:

Отправить комментарий