Страницы

пятница, 6 ноября 2015 г.

Johann Sebastian Bach Das wohltemperierte Klavier I BWV 853 / Прелюдия и фуга № 8 ми-бемоль минор

                         Johann Sebastian Bach
              Das wohltemperierte Klavier I BWV 853
        ХТК, том I Прелюдия и фуга № 8 ми-бемоль минор

Прелюдия и фуга ми-бемоль минор принадлежит к числу самых выдающихся и известных произведений Баха. Среди прекрасных лирических пьес «Хорошо темперированного клавира» трудно найти такую, которая бы превзошла красотой лирических образов ми-бемоль-минорную прелюдию и фугу. Здесь, как и во многих других лирико-раздумчивых сочинениях Баха, скорбные мысли, лирическое самоуглубление определяют характер музыкальных образов. Стихия баховского лиризма с его стремлением к открытому выражению чувства, к непосредственному эмоциональному высказыванию сдерживается присутствием обобщающей, значительной мысли. Поэтому лирика Баха, предельно эмоциональная, всегда интеллектуальна, а его философические размышления всегда волнуют живым теплом большого чувства. Этим и можно объяснить, что сугубо лирическая прелюдия и особенно фуга ми-бемоль минор получили столь сложное полифоническое развитие.
Для того чтобы раскрыть всю глубину музыкального образа, чтобы показать процесс постепенного его преображения и переход от лирической песенности к сосредоточенно-драматической экспрессии, понадобилось максимальное разнообразие полифонических средств выразительности. Ми-бемоль-минорная фуга — одна из труднейших по музыкальному языку, по приемам изложения и развития среди клавирных пьес Баха.

Прелюдия и фуга es-moll («Снятие с креста») – это один из самых лирических и песенных циклов во всем «ХТК». Прелюдия опирается на ритм сарабанды. В ней 2 противоположных по смыслу звуковых плана: восклицания скорби, душевной боли и тихий перезвон колоколов в равномерном чередовании аккордов.

Фуга звучит как задумчивая и печальная хоровая песня. В ее музыке есть сходство с русскими протяжными мелодиями (опора на ч.5, свобода метроритма, отсутствие вводного тона в миноре). Тема подвергается всевозможным полифоническим преобразованиям. Здесь и обращения, и ритмические изменения, и стретты. Так, заключительная часть этой фуги содержит замечательный образец трехголосной стретты (в верхнем голосе – тема в увеличении, в двух других – в обращении и прямом движении). Значительное место занимает также разработка темы в обращении.

И.С. Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т (анализ)
Ассоциативный образ - «Снятие с креста и горестное созерцание плащаницы, которой было овито тело умершего Христа».
Этот трагический эпизод привлекал внимание многих художников. Можно вспомнить Джотто, Дюрера, Рембрандта. Как в картинах, так и в этой прелюдии общее настроение -сдержанная скорбь.
В прелюдии два звуковых плана, противоположных по смыслу. Первый план - выражение человеческого горя: восклицания скорби, душевной боли, прерываемые паузами. Второй же план - равномерное чередование аккордов - можно представить как тихий перезвон колоколов, как бесстрастное течение времени, объективность, своим покоем подчеркивающую страдания людей.
Прелюдия написана в размере Сарабанды - 3/2. Уместно привести характеристику Яворским этого медлительного танца в работе «Сюиты Баха для клавира»:
«Сарабанда возникла в Испании как (...) церковный обряд, род крестного хода в Страстную пятницу вокруг плащаницы. Впоследствии сарабанда стала применяться во время торжественных погребений при отдании посмертных почестей усопшему - похоронный кортеж обходил вокруг стоявшего посередине церкви катафалка, преклоняя оружие и знамена. Из этого можно вывести, что Сарабанда соответствовала похоронному маршу...» (16, с. 24).
Сравнение с Сарабандой дает представление об общем движении в прелюдии; кроме того, метрические фигуры Сарабанды обусловливают фразировку мелодии. В той же работе Яворский писал: «Моторно-метрическая фигура Сарабанды была дважды трехдольна: четверть-четверть с точкой -восьмая |четверть - половинная или четверть-четверть с точкой -восьмая |четверть с точкой - восьмая -четверть, причем вторая доля склонна была или к удлинению, сливаясь с третьей долей или частично, или полностью ; или подвергалась, вместе с третьей долей, однородному расчленению.
Сарабанде свойственны начало с сильной доли фигуры и женское окончание перед цезурами» (16, с. 26). Яворский предлагал отличную от общепринятой фразировку мелодии, при которой .возгласы прерываются, как бы улетая в небо, но не заканчиваются: си-бемоль, си-бемоль-ми-бемоль-соль-бемоль, до-бемоль, ми-бемоль-ля-бемоль-до-бемоль, ре-бекар.

Фразировка позволяет, кроме того, выявить скрытый символ вызывания, выкликания, заключенный в первых аккордах прелюдии. Этот символ, ход на квинту вверх и малая секунда вверх, расшифрован в теме фуги, что подтверждает единство их содержания.

В прелюдии встречается символ искупления - в 6-м такте от конца: до-бемоль-си-бемоль-ре-бекар-ми-бемоль.

Фуга dis-moll по иному выражает идею прелюдии. Если в прелюдии горе страстно, то фуга - это внутреннее созерцание горя. Все развитие фуги носит характер медитативного погружения в идею. В экспозиции излагаются основные мысли для медитации. Это тема фуги - первая строфа протестантского хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («Из бездны бед взываю я к Тебе»), взятая Бахом почти целиком (лишь без первого звука), а также символы: воскресения (в сжатом виде -восходящий звукоряд из 5-ти звуков), предопределения, постижения воли Господней, положения во гроб (фигура catabasis), пеленания (нисходящие и восходящие мелодические линии), крестного страдания, острой боли (фигура passus duriusculus, т. II) - то есть круг мыслей, связанных с искупительной жертвой Христа.
Яворский считал, что эта фуга гораздо лучше звучала бы в вокальном исполнении, так как голосом можно придать большую гибкость теме, выделить все ее изменения, что на рояле составляет большую трудность. Однако именно «вокальность» звучания должна быть идеалом для исполнения этой фуги.

Носина В.Б.

 



 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий