Страницы

среда, 4 ноября 2015 г.

George Frideric Handel /Георг Фридрих Гендель. The Arrival Of The Queen Of Sheba / Прибытие царицы Савской

              George Frideric Handel /Георг Фридрих  Гендель
Оратория "Соломон" The Arrival Of The Queen Of Sheba / Прибытие царицы Савской.

Георг Фридрих Гендель - один из великих композиторов эпохи барокко. Его оперное творчество очень велико , но также и ораториальное полно превосходных шедевров. Среди его лучших оратории - утопии , стоит отметить ораторию Соломон . Музыкальный образ царства-утопии развернут в трех планах , которым соответствуют и три части оратории  - 1 Брак , семья . 2. Правосудие . 3 . Строительство. Сильные в техническом и мелодическом плане арии и речитативы , делают ораторию прекрасным шедевром .Высокая , патетическая страсть , которой проникнута оратория  заставляет слушателя погрузится в мир музыки Генделя , в мир музыки Барокко. Также в оратории, Гендель дает прекрасные дуэты и терцетто .Они наполнены высоким,  духовным смыслом . Борьба двух и трех голосов у Генделя , настолько выразительно показана , что мы можем сказать что слушаем высокую фугу , которую поют люди своими божественными  голосами .
Ораторию "Соломон" Гендель написал в 1748 году — то есть уже и на склоне жизни (которой оставалось чуть больше десяти лет), и, соответственно, почти в финале своего грандиозного многолетнего эксперимента по созданию английской оратории. Странный для Британии жанр, да и противоречивый на первый взгляд: корни католические, ближайшие примеры лютеранские, сюжеты вроде бы священные, но музыкальный язык ох как далек от простодушной аскезы традиционной церковной музыки. В основном оратории "давались" в Великий пост в качестве альтернативы запрещенным оперным спектаклям — но исполнялись не в церкви, а на той же театральной сцене, только без декораций и костюмов. Наконец, многих вводил в смущение тот факт, что из двадцати пяти английских ораторий Генделя чисто христианские сюжеты только у двух — все остальные (за вычетом редких светских сюжетов) имеют дело с ветхозаветными событиями и персонажами. Злопыхатели утверждали, что композитор хотел тем самым привлечь на представления богатых еврейских коммерсантов, что, может быть, не вполне лишено основания (как и возможные аллюзии на политическую злобу дня в случае многих ораторий). Но при этом ясно, что ветхозаветная история с ее героическими фигурами ему просто искренне нравилась своей раскатистой эпичностью. Во всяком случае, персонажи его ораторий часто бывают куда более убедительны психологически и драматургически, чем герои его же итальянских опер.Часто, хотя и не всегда, в том же "Соломоне", особенной драмы нет. Если не считать центрального эпизода, знаменитого "соломонова решения" по делу о двух женщинах, не поделивших ребенка, который обрамлен двумя статичными картинами всяческого благополучия израильского царя. Построил храм, удачно женился; впечатлил царицу Савскую своей роскошью и мудростью. Но по части музыкальных красот — будь то грандиозные хоры или ювелирно отделанные арии — "Соломон" действительно удача редкостная.

Музыка была написана между 5 Мая и 13 июня 1748 года, а первое исполнение состоялось 17 марта 1749 года в Королевском Театре в Лондоне. В главной партии пела Катерина Галли (Caterina Galli).
 Царь Соломон, которому при рождении было дано имя Иедидиа, что означало «Возлюбленный Богом», правил Израильским государством в течение сорока лет. Чаще всего годами его правления называют 972–932 годы до н.э., и это время знаменуется относительным спокойствием и миром в Израиле. Недаром царским именем этого правителя было имя Соломон (от еврейского слова «шломо» — мир). Он вступил на престол, когда ему едва исполнилось двадцать лет, однако уже в первые годы царствования молодой правитель доказал израильтянам свои мудрость, организаторские способности и силу. Он сразу же укрепил Иерусалим, построил флот, направил большие средства на развитие торговли с соседними государствами, воздвиг великий храм, а также поощрял развитие науки и литературы.
Однажды слухи о мудрости и величии еврейского повелителя дошли до властной и сильной царицы савской Балкиды, которая правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На её землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что её страна — самая богатая в мире, и она — самая мудрая правительница. Царица решила своими глазами увидеть Соломона, во всём превосходившего её, и лично убедиться в его удивительном уме и божественной премудрости.
Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом и благовонными маслами.
По легенде, Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошёл к прекрасной Балкиде и, взяв её под руку, повёл к своему трону. Так царь не принимал ещё ни одного гостя.
Говорили, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищённый её красотой, все дни проводил с ней, беседуя о странах, Вселенной, Боге. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина. Наконец, она окончательно признала, что уступает во всём Соломону и больше не отрицала его превосходства.

 
 


 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий