Страницы

четверг, 12 ноября 2015 г.

Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin:"Спящая княжна"; 2 польки (Helen)

Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
                          "Спящая княжна"; 2 польки (Helen)

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же) — русский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма
Александр Порфирьевич Бородин был незаконорожденным сыном 62-летнего имеретинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили), (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
После окончания академии Бородин некоторое время работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале, где познакомился с лечившимся там офицером, никому еще не известным Модестом Мусоргским. В 1858 г. после серьезных исследований Бородин стал доктором медицины, защитив диссертацию по химии. В том же году по направлению Военно-медицинского ученого Совета он поехал в Солигалич, чтобы изучать состав минеральной воды в лечебнице купца А. А. Кокорева. Отчет об этих исследованиях А. Бородина был опубликован в «Московских ведомостях» (1859), став серьезной научной работой по бальнеологии, что принесла ученому широкую известность.
Продолжил изучение химии Бородин в Гейдельбургском университете (Германия). В г. Карлсруэ был участником знаменитого Международного конгресса химиков вместе со своим учителем Зининым и другом Менделеевым. На этом конгрессе окончательно закрепилась атомо-молекулярная теория строения веществ. Зиму 1860 г. Бородин провел в Париже, где серьезно занимался наукой, прослушал много лекций известных ученых, часами просиживал в библиотеках.
Вернувшись в Гейдельберг, весной 1861 г. Бородин познакомился с Е. С. Протопоповой, которая находилась в Германии на лечении серьезного хронического бронхо-легочного заболевания. Она была замечательной пианисткой. Под ее влиянием у Бородина возродился совсем было угасший интерес к композиции. Вскоре здоровье Екатерины Сергеевны сильно ухудшилось, и Бородин уже в качестве ее жениха сопровождал женщину в Италию, где климат был более благоприятным.
На родине пара вынуждена была расстаться: Екатерина Сергеевна осталась в Москве у матери, а Александр Порфирьевич уехал в Петербург, где получил место адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии. Из-за материальной и бытовой неустроенности свадьба состоялась только через несколько месяцев – весной 1863 г. Занятия наукой Бородин не прекращал до конца жизни. Его авторству принадлежит более сорока фундаментальных трудов по химии.
Музыкой Бородин занимался с юности, писал романсы, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы. Эти занятия он был вынужден скрывать от коллег по научной работе. Вопреки всему, творчество А. Бородина является неоценимым вкладом в сокровищницу не только русской, но и мировой музыкальной классики. Восемнадцать лет Бородин работал над своей знаменитой оперой «Князь Игорь», но окончить ее так и не успел, ее заканчивали, следуя замыслу автора, Римский – Корсаков и Глазунов. Это был настоящий национальный героический эпос в музыке. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге (1890). Опера Бородина до сих пор с успехом идет в театрах всего мира.
Вершина русской мировой симфонической музыки – Вторая симфония Бородина, известная под названием «Богатырская» (1876). В ней, как и в опере «Князь Игорь», слышатся мотивы русского народного песенного творчества, а в симфонической картине под названием «В Средней Азии» - народная музыка Востока. В жанре вокальной лирики композитор создал множество романсов. Самым знаменитым является романс на стихи А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной». В других его романсах живут образы богатырского эпоса и освободительной идеи («Спящая княжна», «Песня темного леса»).
Не смотря на то, что Бородин посвятил науке всю свою жизнь, мир знает и чтит его как великого композитора. Он умер внезапно, не дожив до старости, от инфаркта в феврале 1887 года. Ему было всего 53 года. Похоронили А.П. Бородина в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.







Сказка
Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову

Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит.

Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мёртвым сном.
Спит, спит.

Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придёт могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами...
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном.

Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи,
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.

И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья.

А.П. Бородин, 1867








М. Ильин и Е. Сегал (Илья Яковлевич Маршак и Елена Александровна Маршак) АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН здесь

Однажды маленькая Ганя Литвиненко попросила его поиграть с ней в четыре руки.

— Но позволь, — сказал он, — ты ведь ничего не умеешь играть, детка.

— Да нет же, смотри, я умею играть вот что.

И она сыграла одним пальцем каждой руки самый простенький мотив, то, что дети называли «котлетной полькой».

Уступив желанию ребенка, Александр Порфирьевич сымпровизировал на этот мотив своеобразную, забавную польку. Он показал ее приятелям — Римскому-Корсакову и Лядову. Они много смеялись и тоже попробовали написать вариации на эту неизменную тему. Присоединился к их затее и Кюи. В конце концов получились 24 вариации и 14 маленьких пьес для фортепьяно, которые были изданы под названием «Парафразы».

«Парафразы» очень понравились Листу. Кто-то написал об этом в музыкальном фельетоне. Тут-то и поднялась настоящая буря в стакане воды. Враждебные русской музыкальной школе критики обрадовались случаю напасть на Бородина и его товарищей. Они заявили, что Лист не мог одобрить такое сочинение, которое только компрометирует его авторов. Узнав об этом, Лист написал Бородину: «Разрешите и мне скомпрометироваться вместе с Вами». И он добавил к польке свое вступление…

Так Бородин, несмотря на все свои дела и заботы, умел оставаться веселым и жизнерадостным человеком и быть добрым отцом своих «многочисленых приемных дочурок».

Откуда только он черпал силы!
Музыкальная шутка, написанная на неизменяемую тему так называемой «котлетной польки» (А. П. Бородин), или, как ее еще называли в балакиревском кружке,— «та-ти-та-ти», посвящалась маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки. В окончательном варианте «Парафразы» состояли из 24 вариаций и 15 маленьких пьес. На тему, которую мог сыграть любой ребенок одним пальцем, композиторы с замечательной изобретательностью и неподдельным юмором написали целую серию танцев (вальсы, менуэты, польки, галопы, жиги, тарантеллы), а также «Колыбельную песнь», «Трезвон» и несколько других пьес. Весь цикл завершается праздничным «Торжественным шествием» Лядова. Кюи в этом сочинении принадлежит «Вальс», который, по словам Стасова, «искрится, как шампанское, и увлекает своею страстностью».
«Парафразы» получились настолько удачными и оригинальными, что сразу привлекли внимание Листа, как только он познакомился с этой музыкой. Обращаясь с письмом от 15 июня 1879 года к авторам цикла, Лист писал: «В форме шутки вы создали произведение огромного достоинства. Меня очаровали ваши „Парафразы"... Вот наконец замечательный свод науки, гармонии, контрапункта, ритма, фигурационного стиля и того, что по-немецки называется „Formenlehre"— учением о форме. Я охотно предложу профессорам композиции консерваторий Европы и Америки принять ваши „Парафразы" как практическое руководство в их преподавании. Уже на первой странице вариации II и III — настоящие драгоценности; не менее ценны и следующие номера, до „Комической фуги" и „Шествия", которые со славой венчают произведение. Благодарю вас, господа, за доставленное мне наслаждение...» Заканчивая свое письмо, Лист подчеркнул: «Мои симпатии и глубокое уважение, которое я к вам питаю, длятся много лет».
Листу настолько пришлось по душе это произведение, что он прислал свою небольшую вариацию на ту же тему, которая вошла в цикл и была издана в факсимильном воспроизведении.
 







«Парафразы, 24 вариации и 14 пьес для фортепиано на неизменяемую тему. Посвящается маленьким пианистам, способным играть тему одним пальцем каждой руки»

1. 24 Вариации и Финал Римский-Корсаков (1878)
[1a]. Prélude (B
major) — Франц Лист (1880)
2. Полька (C major) — Александр Бородин (1874?)
3. Похоронный марш — Бородин (1874?)
4. Вальс (C major) — Анатолий Лядов (1878)
5. Колыбельная (C major) — Римский-Корсаков (1878)
6. Галоп (C major) — Анатолий Лядов(1878)
7. Жига (C major) — Анатолий Лядов (1878)
8. Маленькая фуга (C major) — Римский-Корсаков (1878)
9. Тарантелла (A minor) — Римский-Корсаков (1878)
10. Менуэт (C major) — Римский-Корсаков (1878)
11. Вальс (C major) — Цезарь Кюи (1878)
12. Реквием (A minor) — Бородин (1874?)
13. Трезвон (C major) — Римский-Корсаков (1878)
14. Мазурка (C major) — Бородин (1874?)
15. Комическая фуга (C major) — Римский-Корсаков(1878)
16. Шествие (C major) — Лядов (1878)
17. Bigarrures. Petit supplément aux Paraphrases (C major) — Николай Щербачёв (1893)

Комментариев нет:

Отправить комментарий