Страницы

понедельник, 12 октября 2015 г.

Gioachino Rossini / Джоаккино Россини. Soirées musicales.№8 La Danza. Неаполитанская тарантелла.

                     Gioachino Rossini / Джоаккино Россини.
      Soirées musicales. La Danza. Неаполитанская тарантелла.

Джоаккино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini; 1792—1868) — выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.
Россини родился 29 февраля (по собственным словам 2 марта) 1792 года в Пезаро в Марке (отсюда прозвище: «Пезарский лебедь»). Отец Россини был трубачом, мать — певицей.
Мальчик рос с малолетства в музыкальной обстановке и, как только обнаружился его музыкальный талант, был послан для развития голоса к Анжело Тезеи в Болонью, где начались его занятия на клавесине. В Болонье он знакомится со знаменитым тенором Маттео Баббини, который даёт ему несколько уроков. В 1807 году Россини поступил учеником аббата Маттеи (англ.) по композиции в Liceo filarmonico в Болонье, но прервал своё учение как только прошел курс простого контрапункта, так как по мнению Маттеи знания последнего было вполне достаточно чтобы быть в состоянии писать оперы.
Первым сценическим дебютом Россини была одноактная опера: «La cambiale di matrimonio» («Брачный вексель») (1810 в театре San Mose в Венеции), которая обратила на себя внимание широкой публики, также как и вторая: «L' equivoco stravagante» («Странный случай») (Болонья 1811); впрочем они понравились настолько, что Россини был завален работой, и к 1812 году написал уже 5 опер. В следующем году, после того как его «Танкред» поставлен был на сцене театра Fenice в Венеции, имевшая огромный успех. Известность подкрепила его следующая опера «Итальянка в Алжире». Это позволило Россини ставить свои произведения в Ла Скала.
Но наибольший триумф доставила Россини в 1816 году постановка на сцене театра Argentina в Риме его «Севильского цирюльника»; опера эта — не только наиболее гениальное его творение, но может быть и венец всех итальянских опер-буфф. В Риме встретили «Севильского цирюльника» с большим недоверием, так как считали дерзостью, чтобы кто-либо осмелился написать, после Паэзиелло, оперу на тот же сюжет; на первом представлении оперу Россини приняли даже холодно; второе представление, которым дирижировал не сам расстроенный Россини, а Паганини, напротив, имело опьяняющий успех: публика устроила даже факельное шествие.
Ещё в том же году последовал в Неаполе «Отелло», в котором Россини впервые совершенно изгнал recitativo secco, затем «Золушка» в Риме и «Сорока-воровка», премьера которой с триумфом прошла в Милане в 1817. На 1815—1823 годы Россини заключил контракт с театральным антрепренером Доменико Барбайя, по которому за ежегодное вознаграждение в 12 000 лир (4 450 руб.) обязывался поставлять каждый год по 2 новые оперы; у Барбайи были в то время в руках не только неаполитанские театры, но и театр Ла Скала в Милане и Итальянская опера в Вене. Вялый приём, оказанный «Семирамиде» (Венеция), — произведению, написанному шире и грандиознее предыдущих, побудил Россини посетить в 1823 году Лондон, где он концертами и частными уроками и пр. собрал в пять месяцев 10 000 фунтов стерлингов (100 000 руб.). В октябре того же года он отправился в Париж, где поселился надолго, и взял на себя антрепризу Théâtre italien.
Россини совсем не обладал организаторскими способностями, и в течение двух лет положение театра так упало, что виконт Ларошфуко, с согласия самого Россини, отставил его от антрепризы и назначил главным интендантом королевской музыки и главным инспектором пения, — синекура, приносившая Россини 20 000 франков жалования. Хотя Июльская революция и лишила Россини этих должностей, но ему удалось путем продолжительного процесса добиться пенсии в 6 000 франков. Россини превратился в Париже в истинного француза и 1829 году написал «Телля», свое главное произведение в области большой оперы и вместе с тем последнее сценическое произведение.
В продолжение большого промежутка времени с 1829 до своей смерти (76 лет) Россини брался за перо только для того чтобы написать свое знаменитое Stabat Mater (1832 год; в позднейшем, расширенном виде 1841 год) и несколько церковных композиций и кантат. В 1836 году Россини, после 13-летнего пребывания, уехал из Парижа и поселился в Италии, сперва в Милане, затем на своей вилле близ Болоньи; он болел и скучал. Огромный успех «Stabat» снова несколько оживил его; зато волнения в 1848 года снова плохо повлияли на него, ему пришлось бежать из-за повстанцев во Флоренцию и наконец в 1853 он решился вернуться в Париж, где вскоре поправился и прожил ещё 15 лет, пользуясь всеобщим уважением.
Россини создал (за 20 дней) своё самое известное произведение — оперу «Севильский цирюльник» по одноимённой пьесе Бомарше.
В 1821 году Россини женится на певице Изабелле Кольбран. В 1823 году по приглашению директора Театра Её Величества композитор едет в Великобританию, где ему за пятимесячную работу выплачивают жалованье в 7 000 фунтов стерлингов. В 1824 году Россини получает должность директора Итальянского театра в Париже.
В 1845 г. умирает первая жена композитора. В 1847 году Россини женится на Олимпии Пелиссье. У композитора был сын Лоренцо. В 1855 г. вновь обосновался в Париже, сделав свой дом одним из самых модных музыкальных салонов.
Россини скончался 13 ноября 1868 года в городке Пасси близ Парижа. В 1887 году прах композитора был перевезён во Флоренцию.
Имя Россини носит консерватория в его родном городе, созданная согласно его завещанию.






                    Soirées musicales. 12 Songs. №8 La Danza. Стихи графа Карло Пеполи.
|: Già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, si salterà!
L’ora è bella per danzare,
chi è in amor non mancherà. :|
Già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, si salterà!

Presto in danza a tondo, a tondo,
donne mie venite qua,
un garzon bello e giocondo
a ciascuna toccherà,
finchè in ciel brilla una stella
e la luna splenderà.
Il più bel con la più bella
tutta notte danzerà.

Mamma mia, mamma mia,
già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, mamma mia,
mamma mia, si salterà.
|: Frinche, frinche, frinche,
frinche, frinche, frinche,
mamma mia, si salterà. :|

La la ra la ra
la ra la la ra la
(repeated twice)
la la ra la ra
la la la la ra la!

|: Salta, salta, gira, gira,
ogni coppia a cerchio va,
già s’avanza, si ritira
e all’assalto tornerà. :|
Già s’avanza, si ritira
e all’assalto tornerà!

Sera, sera, colla bionda,
colla bruna và quà e là
colla rosa và a seconda,
colla smorta fermo sta.
Viva il ballo a tondo a tondo,
sono un Re, sono un Pascià,
è il più bel piacer del mondo
la più cara voluttà.

Mamma mia, mamma mia,
già la luna è in mezzo al mare,
mamma mia, mamma mia,
mamma mia, si salterà.
|: Frinche, frinche, frinche,
frinche, frinche, frinche,
mamma mia, si salterà. :|

La la ra la ra
la ra la la ra la
(repeated twice)
la la ra la ra
la la la la ra la!

Профессиональный дебют Паваротти состоялся в 1961 году - партия Родольфо в "Богеме". Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери Ковент-Гардена, Ла Скала и Метрополитен-Оперы. В 1964 дебютировал в США ("Лючия ди Ламермур"). Среди выдающихся достижений Паваротти: Эрнани, Герцог, Манрико, Калаф. В 1992 он открыл сезон в Ла Скала "Дон Карлосом" и впервые исполнил партию Отелло. С течением времени театр уступил певца концертной эстраде, которая, в свою очередь, стала тесной для Паваротти. Его выступления на стадионах (соло и совместно с коллегами и друзьями) собирают многотысячную аудиторию. Среди достоинств пения Паваротти - превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из 'суперзвезд' оперной сцены 20 столетия.

Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе у Э.Кампогальяни. Дебютиров ал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре 'Ла Скала' (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре 'Ковент-Гарден' в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской 'Метрополитен-опера') принесла Паваротти международную известность и титул 'Короля верхнего до' (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin). Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти, Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди, Радамес в его же Аиде.



La Boutique fantasque (ру: «Причудливый магазин», «Лавка чудес») — балет, созданный хореографом Леонидом Мясиным в 1919 году на основе популярного к тому времени балета «Фея кукол».
Музыку сочинил Отторино Респиги на основе фортепьянных пьес Джоаккино Россини.
Премьера: 5 июня 1919 года в Лондоне, Alhambra Theatre
Boutique fantasque — название французское. Так назвал свой балет его автор Леонид Мясин, русский эмигрант.
В афишах на русском языке (балет ставился в СССР) балет шел под разными названиями, но укрепилось название «Волшебная лавка».
Балетная энциклопедия тоже так назвала его — «Волшебная лавка», при этом дав неправильное французское название: «La Boutique fantastique» — вместо правильного La Boutique fantasque. Французское слово fantastique обозначает — «фантастичный, сказочный», слово fantasque — «причудливый».
Во всех остальных справочных балетных изданиях на всех языках балет называется по-французски — так, как его назвал автор.
Балет « Фея кукол» был создан в 1888 году композитором  Йозефом Байером по либретто И. Хасрейтера и Ф. Гауля, балетмейстер И. Хасрейтер; его премьера: Вена, Придворный театр, 4 октября 1888 г.
Действие его разворачивалось в кукольной лавочке, где ожившие по ночам игрушки устраивали бал, прощаясь с купленной богатым англичанином кукольной феей.
Этот балет пользовался огромным зрительским успехом и неоднократно ставился на многих сценах.
Балет «Фея кукол» лег в основу другого балета, задуманного Леонидом Мясиным.
Взяв за основу балет «Фея кукол», Л. Мясин дополнил его сюжетом известной сказки «Оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсона.
В качестве соавтора балетмейстер пригласил французского художника Андре Дерена Он же и оформил спектакль.
Для создания музыки Л.Мясин обратился к композитору  Отторино Респиги который создал музыку на основе фортепьянных пьес Джоаккино Россини.  
В результате балет Л.Мясина стал весьма отличаться от первоисточника — балета «Фея кукол» — и не только в музыкальном плане, но и в сюжетных линиях. Комический балет «Фея кукол» обрел драматические коллизии.
Если в «Фее кукол» игрушки устраивали красивый прощальный бал в честь купленной и покидающей магазинчик Феи кукол, то в произведении Л.Мясина происходила целая кукольная трагедия: разные покупатели выбрали себе куклу-танцовщика и куклу-танцовщицу, любящих друг друга. И тогда, чтобы избежать расставания, влюбленные куклы решили убежать из магазина — они встают из упакованных коробок и навсегда покидают свой магазинчик. Им помогают другие куклы, выставленные на продажу. Любовь побеждает, а злые люди-покупатели наказаны.
Балет был поставлен в первый раз в рамках «Русских сезонов» С.П. Дягилева 5 июня 1919 года в Лондоне. Сам Леонид Мясин выступил в главной мужской партии куклы-танцовщика, причем в этой роли он изумительно исполнял канкан (в партнерстве с Л. Лопуховой), а прообразом для него послужил известный канканист из парижского кабаре «Мулен Руж» Валантен (Valentin le désossé; наст.имя Жак Реноден / Jacques Renaudin), прозванный за гибкость «Бескостным».
В дальнейших спектаклях на роль куклы-танцовщицы была введена Т. Карсавина.
Спектакль пользовался успехом и Л.Мясин неоднократно повторял постановку.
В 1933 году, после смерти С. П. Дягилева, в 1929 году распалась его балетная труппа, Мясин возглавил созданную труппу «Русский балет Монте-Карло» (Monte Carlo Russian Ballet), в которой собрались бывшие дягилевцы и молодежь — еще неопытные исполнители, большинство из которых были выходцами из русских эмигрантских семей[. Там он возобновил несколько своих постановок, в том числе и La Boutique fantasque.
13 октября 1936 года этим балетом открылись гастроли в Австралии труппы «Русский балет Монте-Карло» .






Бакст Лев Эскизы костюмов к балету «Волшебная лавка»

Комментариев нет:

Отправить комментарий