Считали, что "сольфеджио" - скучный предмет?! Бывая на моей страничке, вы поймете, что это далеко не так.
Что "сольфеджио" бывает интересным и веселым!
Уважаемые коллеги!
Эту страничку я создаю специально для преподавателей теории музыки. Я хочу делиться здесь своими наработками и опытом, для того, чтобы педагоги могли использовать что - то в своей работе.
Я работала в школе более 40 лет . Сольфеджио - мой
любимый предмет.
Страницы
▼
воскресенье, 18 октября 2015 г.
Franz Schubert / Франц Шуберт "Die Spinnerin" (Пряха).R.Schumann 6 Gesänge, Op.107 "Die Spinnerin"
Franz Schubert "Die Spinnerin"D. 247 (Пряха) Robert Schumann 6 Gesänge, Op.107 "Die Spinnerin"
Великий австрийский композитор Франц Шуберт
(1797—1828) создал множество замечательных творений, прочно вошедших в золотой
фонд мирового музыкального искусства. Он внес крупнейший вклад в самые
различные области музыкального творчества. В числе его симфоний — гениальные
«неоконченная» и «большая» симфония C-dur, которые обозначили типы
лирико-драматической и героико-эпической симфонии и проложили новые пути
развития западноевропейского симфонизма. Среди его камерных инструментальных
произведений — необычайно значительные по содержанию струнный квинтет C-dur,
квартеты a-moll, d-moll («Смерть и девушка») и G-dur, непритязательный, но
исполненный музыкальных красот, пленяющий своей юношеской жизнерадостностью
фортепианный квинтет «Форель». Свое слово Шуберт сказал и в области
фортепианной музыки — в соответствии с собственными творческими установками он
переосмыслил традиционный жанр фортепианной сонаты, опоэтизировал бытовой
танец, утвердил новые жанры романтической фортепианной миниатюры — экспромт и
«музыкальный момент». Инструментальная музыка Шуберта получила всеобщее
признание; в нашей стране вниманию к этой области его творчества немало
содействовали высказывания передовых русских музыкальных критиков и в первую
очередь В. В. Стасова. Мало известны лишь оперы и зингшпили Шуберта, однако не
потому, что плоха их музыка, но главным образом из-за неудачных либретто.
Время, когда Шуберта считали только автором песен, давно прошло. И все же даже
сейчас песню надо признать основной областью его композиторской деятельности —
учитывая его достижения в этом жанре и то значение, какое песня имела для
других областей его творчества.
Шуберта нередко называют основоположником камерной вокальной лирики, и подобное
определение вряд ли можно счесть преувеличением. Правда, Шуберт отнюдь не был
создателем жанра песни, понимаемой как небольшое произведение для голоса с
сопровождением струнного клавишного инструмента. Бытовая песня в Германии и
Австрии существовала издавна. Однако до Шуберта песня рассматривалась как жанр
второстепенного, если не третьестепенного значения. Предшественники Шуберта,
представители венской классической школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен
отдали определенную дань жанру песни, но не выступили как его реформаторы. Хотя
среди песенных произведений Гайдна и Моцарта немало привлекательных,
демонстрирующих типические черты стиля их авторов, в целом песня оставалась для
них чем-то побочным, «мелочью», которой они занимались как бы «между делом»,
осуществив какой-то более значительный замысел и еще только вынашивая новый.
Больше внимания уделял песне Бетховен, обращаясь к самым различным темам,
вплоть до философских. В то же время в песнях Бетховена мы встречаем
традиционные средства вокальной музыки, которые сочетаются с чертами чисто
инструментального мышления, остававшегося для композитора господствующим. Лишь
в отдельных песнях Гайдна, Моцарта и Бетховена выступают элементы новой
трактовки жанра, придающие сочинению большую художественную весомость. Таковы,
например, «Фиалка» Моцарта и «Песня о блохе» Бетховена, однако это исключения,
лишь подтверждающие правило.
Среди поэтов, на тексты которых Шуберт писал песни,
первое место по праву принадлежит Гёте. И не только потому, что на его стихи
Шуберт создал около семи десятков песен — больше, чем на стихотворения
какого-либо другого поэта. Важно понять, кем был Гёте для Шуберта. Когда в
апреле 1816 года Шуберт послал поэту тетрадь тщательно переписанных песен на
его тексты, включавшую ряд шедевров, он приложил сопроводительное письмо, в
котором в частности говорилось, что Шуберт обязан Гёте «не только
возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и
тем, что он стал певцом немецких песен». И это отнюдь не было преувеличением.
Именно стихотворение Гёте вдохновило Шуберта на создание первой его выдающейся
песни («Гретхен за прялкой»); несравненные качества гётевской поэзии позволили
совсем еще незрелому композитору в могучем порыве вдохновения создать
бессмертное творение. Немало замечательных песен на стихи Гёте он написал и
впоследствии—такие их качества как простота и ясность языка, подлинная
музыкальность, глубина содержания и непосредственность его выражения,
совершенство формы, почти зрелищная конкретность образов неизменно воспламеняли
творческую фантазию композитора. Жизнерадостность и человечность порожденной
самой жизнью «здоровой и нормальной», по выражению В. Г. Белинского, поэзии
Гёте, тесное слияние в ней поэтически-конкретного и живой, пытливой мысли,
прочная связь ее с народным искусством очень импонировали Шуберту. Шуберт чтил
Гёте и поклонялся ему; дважды он предпринимал попытки установить личный контакт
с поэтом. Они не увенчались успехом, так как поэт, воспитанный на музыке XVIII
века, не понял гениальных дерзаний Шуберта. И все-таки Гёте являлся для Шуберта
не только автором многих замечательных, поистине «песенных» стихотворений —
своим творчеством великий «олимпиец» оказал влияние на формирование самой
личности композитора, поднявшегося в отношении к миру до пантеизма, близкого к гётевскому.
Важную группу шубертовских песен на тексты Гёте составляют «песни в народном
духе». Первое место среди этих строфических песен принадлежит «Дикой розе»
(1815), пленяющей свежестью, непосредственностью, почти детской простотой,
лишенным всякой рефлексии радостным восприятием жизни. Великолепны и другие
подобного рода песни, возникшие в том же 1815 году — мало известная «Пряха», в
которой глубокая прочувствованность соединяется с характерным для народной
песни «объективным» тоном; выдержанная в духе веселого народного лендлера
«Швейцарская песня»; прелестная, напоминающая о моцартовском Папагено, песенка
продавца птиц «Кто купит богов любви?»; дышащие тонким и мягким юмором песни
«Ювелирный подмастерье» и «Любовник во всех обличьях». Из гётевских баллад,
неизменно близких к народным образцам, только «Лесной царь» и «Певец» (1815)
вызвали музыкальные воплощения, по форме далекие от народного искусства. При
этом, однако, гениальный «Лесной царь» отнюдь не противостоит ему — содержание,
образы этого произведения глубоко народны. В большинстве же своем баллады Гёте
были трактованы Шубертом как простые строфические тесни, в музыке которых
передается не столько само развитие событий, сколько проникнутый народной
мудростью общий взгляд на них, их общая оценка. В числе таких баллад Шуберта —
«Рыбак» и «Крысолов» (1815); на последнее стихотворение Гуго Вольф создал
знаменитую драматическую песню, акцентирующую колдовские чары крысолова. Однако
шубертовская интерпретация текста, несомненно, более отвечает характеру и самой
структуре гётевской баллады. Как подлинную народную балладу трактует Шуберт и
песню Гретхен «Король в Фуле» из «Фауста» (1816); по своему настроению она
гармонирует с задумчивым, скрыто-беспокойным состоянием Гретхен.
(Из предисловия к первому тому Избранных песен Шуберта, составленного Ю.Н. Хохловой)
Die Spinnerin J.W.
Goethe (1749 - 1832)
Als ich still und ruhig
spann,
Ohne nur zu stocken,
Trat ein schöner junger Mann
Nahe mir zum Rocken.
Lobte, was zu loben war -
Sollte das was schaden? -
Mein dem Flachse gleiches
Haar
Und den gleichen Faden.
Ruhig war er nicht dabei,
Ließ es nicht beim alten;
Und der Faden riß entzwei,
Den ich lang' erhalten.
Und des Flachses
Steingewicht
Gab noch viele Zahlen;
Aber ach! ich konnte nicht
Mehr mit ihnen prahlen.
Als ich sie zum Weber trug,
Fühlt' ich was sich regen,
Und mein armes Herze schlug
Mit geschwindern Schlagen.
Nun, beim heißen
Sonnenstich,
Bring' ich's auf die
Bleiche,
Und mit Mühe bück' ich mich
Nach dem nächsten Teiche.
Was ich in dem Kämmerlein
Still und fein gesponnen,
Kommt - wie kann es anders
sein? -
Endlich an die Sonnen.
К
вокальной лирике Шуман обратился в годы наивысшего творческого подъема. Он
пришел к ней во всеоружии композиторского опыта и мастерства, обогащенным
жизнью зрелым художником. В предшествующие годы Шуман мало уделял внимания
вокальной музыке. В юности он написал несколько песен на тексты Т. Кернера, Дж.
Байрона; в 30-е годы обращался исключительно к фортепиано, а к вокальной
музыке, в которой, как казалось ему, текст налагает оковы на творческую
фантазию, относился как к жанру второстепенному.
Только
в 1840 году Шуман целиком отдался созданию вокальных сочинений. Больше половины
всех написанных песен, и притом наилучших, относятся к 1840 году: «Круг песен»
(«Liederkreis») ор. 24 на тексты Г. Гейне, «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, В.
Гете, Р. Бернса, Байрона; цикл «Любовь поэта» на слова Гейне, «Любовь и жизнь
женщины» на слова А. Шамиссо, «Круг песен» на слова И. Эйхендорфа и множество
других. Затем волна песенного творчества несколько спадает, отодвинутая
усиливающимся вниманием к камерно-инструментальному, симфоническому жанрам,
интересом к музыкально-драматическим формам. В конце 40-х годов заметен новый
подъем вокального творчества. Из песен позднего периода значительны песни на
тексты из «Вильгельма Мейстера» Гете, испанские циклы и некоторые другие.
Расцвет
песенного творчества Шумана часто связывают с событиями его личной жизни, с
наступившими для него годами семейного счастья. В этом есть доля истины. Песня,
наиболее чутко резонирующая, способная к непосредственному отображению душевных
движений, стала в этот период особенно близкой Шуману. Но и как романтик и
демократический художник Шуман не мог пройти мимо песни, и его обращение к ней
вполне естественно и закономерно.
Интерес
к песне включается в общий круг возросших творческих потребностей и не
исчерпывается только любовной лирикой. Вокальные жанры творчества Шумана весьма
разнообразны: среди них песни народного склада, баллады, детские песни, хоры,
ансамбли. В тематике песен есть и темы дружбы, отчизны, мир эпоса и сказки.
Правда,
любовная лирика преобладает, и качественно она выше всего, созданного Шуманом в
вокальной музыке. Выдающиеся сочинения — циклы «Любовь поэта», «Любовь и жизнь
женщины», «Мирты», миниатюрный цикл «Бедный Петер» — и вообще большинство песен
связаны с темой любви. Человеческая страсть, любовь с ее тончайшими нюансами
получила в вокальной лирике Шумана глубочайшее художественное претворение.
Через эту тему Шуман раскрывает сложные проблемы жизни, полной трагических
конфликтов и противоречий.
Общая
тенденция романтической поэзии и музыки — в лирических высказываниях поведать
повесть личной жизни художника — свойственна и Шуману. Шуман, как до него Шуберт,
как поэт Гейне и многие другие, создает серии вокальных лирических миниатюр —
своего рода автобиографических повествований, дневников, исповедей.
Так
же, как в фортепианном творчестве, Шуман связывает вокальные миниатюры в циклы,
объединяя их в одних случаях сюжетной линией, в других — общностью
психологического плана, художественно-поэтических образов. Так, в цикле «Любовь
и жизнь женщины» шаг за шагом раскрывается жизненная эпопея героини: девушки,
возлюбленной, невесты, жены, матери, вдовы. В «Любви поэта» — история одной
любви; та же идея лежит в основе цикла «Бедный Петер». Песни таких циклов
взаимосвязаны, их последовательность внутренне обусловлена, как это было в «Карнавале»
или «Бабочках». Но есть и другие, например, «Круг песен» на слова Эйхендорфа,
девять песен из «Вильгельма Мейстера» Гете, «Мирты» на тексты разных поэтов.
Здесь цикл возникает из общности поэтического настроения, из определенного
замысла в чередовании песен. Подобно фортепианным «Фантастическим пьесам»,
каждая из песен этих циклов имеет самостоятельное значение и оформлена как
отдельное законченное произведение.
Шуман
— человек высокой художественной культуры, сам поэт и талантливый писатель —
тщательно и строго относился к отбору текстов для своих песен. При этом круг
его авторов весьма широк: Гете, Берне, поэты-романтики Байрон, Гейне, Рюккерт,
Шамиссо, Кернер, Эйхендорф и другие. Но ни одному поэту не отдавал Шуман такой
дани внимания и любви, как Гейне. Лучшее из всего созданного им в вокальной
музыке вдохновлено поэзией Гейне. В Гейне Шумана покоряла близость и связь его
поэзии с народной немецкой песней, глубина проникновения в мир человеческих
чувств, романтическая пылкость лирических высказываний, сопровождаемая
иронической улыбкой или тонким сарказмом. Но, восхищаясь Гейне, Шуман все же
суживал масштабы его творчества, принимая его несколько односторонне. Моменты
обличительной социальной критики, политической сатиры, столь характерные для
Гейне, Шуман отстранял. Нередко то, к чему сам Гейне относился с шуткой и
иронией, у Шумана приобретало серьезный смысл и глубину. Таким образом, у Гейне
Шуман брал лишь поэзию чувств и настроений, которая была стихией самого композитора.
На
тексты Гейне Шуман написал свыше сорока песен, используя его стихотворные циклы
(«Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо» и некоторые другие) и отдельные
стихи. В свою очередь, Шуман составлял из них музыкальные циклы: «Любовь поэта»
ор. 48, «Бедный Петер» ор. 53 и писал отдельные песни и романсы.
Гейневские
песни Шумана дают полное представление о вокальном стиле Шумана, о характерном
для него отборе поэтических образов, о манере и средствах их музыкального
воплощения. Самое же типичное и самое художественно совершенное вокальное
произведение Шумана — цикл песен «Любовь поэта».
Комментариев нет:
Отправить комментарий