Страницы

пятница, 28 августа 2015 г.

Jules Massenet (Жюль Массне) - Meditation (Размышление); Elegiia (Элегия)

                     Jules Massenet (Жюль Массне)
            Meditation (Размышление); Elegiia (Элегия) 

Жюль Эмиль Фредерик Массне́ (фр. JulesÉmileFrédéricMassenet; 12 мая 1842, — 13 августа 1912) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати.Чаще других ставились две оперы – «Манон» (1884) и «Вертер» (1892).Массне также писал оратории, балеты, произведения для оркестра, музыку к спектаклям, фортепианные пьесы, песни и другие музыкальные произведения.

Будучи еще школьником, Жюль был принят в главное музыкальное учебное заведение Франции – Парижскую консерваторию. Его наставником стал Амбруаз Тома, которым молодой композитор горячо восхищался. После получения Римской премии в 1863 году, Массне много писал в разных жанрах, но именно благодаря операм он быстро приобрел известность. В период с 1867 и до конца жизни он написал более 40 сценических произведений в самых разнообразных жанрах: комические оперы, инсценировки классических мифов, романтические комедии, лирические драмы, писал оратории, кантаты и балеты. Массне прекрасно чувствовал театр, что и стало причиной его успеха у парижской публики. Несмотря на некоторые просчеты, он написал ряд успешных произведений, сделавших его ведущим оперным композитором во Франции с конца XIX в.  и до начала XX в.

Как и многие видные французские композиторы того времени, Массне стал профессором Парижской консерватории. Он преподавал композицию с 1878 по 1896 год и, лишь после смерти директора Амбруаза Тома, подал в отставку. Среди его учеников были Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Рейнальдо Хан и Габриэль Пьерне.

Ко времени смерти Массне многие критики считали его старомодным и консервативным, несмотря на то, что две из его наиболее известных опер оставались популярными во Франции и зарубежом. В середине ХХ века его сочинения вновь получили положительную оценку, многие из них стали инсценироваться и записываться. И хотя критики не ставят его в ряд таких выдающихся оперных гениев как Моцарт, Верди и Вагнер, оперы Массне и сейчас широко известны, как образцы изысканного композиторского ремесла Прекрасной эпохи.

Массне хорошо дирижировал и с готовностью исполнял балетные эпизоды из своих опер, музыку к спектаклям и одноактный самостоятельный балет в Вене («Куранты», 1892). Макдональд отмечает, что оркестровый стиль Массне напоминает Делиба «с его изящным движением завораживающим цветом», которые очень подходят для классического французского балета. «Размышление» для скрипки соло и оркестра из оперы «Таис», возможно, самое известное невокальное произведение Массне, часто издается на пластинках и дисках. Другой популярной самостоятельной оркестровой пьесой из оперы стала «Последняя песня девушки» из оратории «Богородица», которая, начиная с середины XX века, была записана на множество дисков.

Парижский критик, увидев оперу «Двоюродная бабушка», заявил, что Массне больше симфонист, нежели театральный композитор. Во время британской премьеры «Манон» в 1885 г. критик из «The Manchester Guardian», с энтузиазмом рассматривая сочинение, тем не менее повторил мнение французского коллеги о том, что композитор действительно больше симфонист, и его чисто оркестровая музыка лучше. Массне же имел полностью противоположное мнение о своих талантах. По темпераменту он не подходил для написания симфонических произведений: ограничения сонатных форм были скучны ему. Композитор писал в начале 1980-х годов: «Что я должен сказать музыкально, я должен сказать быстро, решительно, кратко; моя речь является плотной и нервной, и если бы я хотел выразить себя как-то иначе, я не был бы собой».

Его усилия в области концертов оставили небольшой след, но его оркестровые сюиты, красочные и живописные, по словам Гроува, выжили на периферии репертуара. Другие работы для оркестра – симфонические поэмы «Видения» (1891), Концертная увертюра (1863) и Увертюра «Федра» (1873). После ранних попыток создания камерной музыки в студенчестве, он написал немного больше в этом жанре. Большинство его ранних камерных сочинений сейчас утеряны, сохранились лишь три пьесы для виолончели и фортепиано.







Элегия — произведение французского композитора Жюля Массне , один из наиболее известных образцов музыкального жанра элегии.
Первоначально это сочинение было написано как фортепианная пьеса и вошло в цикл Массне «Жанровые пьесы» 1866 года (Op. 10) под номером 5. Затем, работая в 1872 году над музыкой к драме Леконта де Лиля «Эриннии» (поставлена годом позже), Массне переложил Элегию для виолончели; при постановке пьесы элегия исполнялась во втором акте и представляла собой грустную песню Электры; в 1876 году Массне опубликовал весь цикл музыки к драме де Лиля в переложении для большого симфонического оркестра. Наконец, к этой мелодии известным французским либреттистом и постоянным соавтором Массне Луи Глле был написан текст (Ô, doux printemps d’autrefois), и, таким образом, возникла вокальная версия (позднее на те же слова Галле написал свой романс также Чарльз Айвз ). В дальнейшем появилось множество иных аранжировок — например, переложение для гитары Жака Боша.
По заказу русского певца Фёдора Шаляпина был написан  русский вариант текста, лишь в самых общих чертах напоминающий оригинал Галле. В России, да и в остальном мире, это произведение известно, прежде всего, именно благодаря записи в исполнении Шаляпина.








Слова Л.Галле
O, doux printemps d’autre fois, vertes saisons,
Vous avez fui pour toujours!
Je ne vois plus le ciel bleu;
Je n’entends plus les chants joyeux des oiseaux!
En emportant mon bonheur, mon bonheur…
O bien-ame, tu t’en es alle!
Et c’est en vain que [le printemps revient!]
Oui, sans retour,
avec toi, le gai soleil,
Les jours riants sont partis!
Comme en mon coeur tout est sombre et glace!
Tout est fletri
pour toujours!

Русский текст 
О, где же вы дни любви,
сладкие сны,
юные грезы весны?…
Где шум лесов,
пенье птиц,
где цвет полей ,
где серп луны,
блеск зарниц?

Все унесла ты с собой,
и солнца свет,
и любовь, и покой!
Все, что дышало тобой лишь одной!  

О, вы, дни любви, 
сладкие сны,
юные грезы весны!
В сердце моем нет надежд следа!
Все, все прошло и навсегда! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий