Страницы

суббота, 4 июля 2015 г.

Franz Liszt / Ференц Лист. Гондольера (дополнение ко Второму году странствий "Венеция и Неаполь")

 Franz Liszt / Ференц Лист. Гондольера.
 Годы Странствий. Год второй. Италия

Первая из трёх пьес к дополнению ко  "Второму году странствий" под общим заголовком "Венеция и Неаполь".

Музыке Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Средствами своего искусства он стремился передать «зримые» образы — то, что возбуждало творческую фантазию в годы его странствий при общении с природой или знакомстве с произведениями живописи, скульптуры, а также то, что вызывало в прочитанной им литературе зрительные представления. Это запечатлевалось в «музыкальных картинах» — программных пьесах, исключительно богатых по охвату жизненных явлений.
Подобно другим романтикам, Лист объединял программные пьесы в циклы или сборники. Он создавал их на протяжении всей своей жизни .

«Видения» (три пьесы, 1835), «Утешения» (шесть пьес, около 1849), «Поэтические и религиозные гармонии» (десять пьес, 1845—1852), «Рождественская ёлка» (двенадцать пьес, 1874—1876), «Венгерские исторические портреты» (семь пьес, 1870—1886) и другие.
Наибольшую известность приобрел цикл «Годы странствий», над которым работа продолжалась долгое время: первые пьесы возникли в начале 30-х годов, последние — в конце 70-х. В 1842 году Лист выпустил сборник со следующим предисловием:

«Около года тому назад я опубликовал три швейцарских напева, объединив их под названием «Альбом путешественника». Эти пьесы являются лишь разрозненными отрывками собрания, которое под этим общим названием объединит большую часть того, что я напишу для фортепиано в течение ряда лет. Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений».
В период «странствий» Лист много гастролировал по многочисленным породам Европы. На родине в Венгрии его выступления стали подлинным триумфом, его чествовали как национального героя (в этот период Венгрия страдала от наводнений и сборы от концертов были направлены в помощь пострадавшим). Лист также трижды побывал в России (1842, 1843, 1847), познакомился и подружился с русскими музыкантами.

«Годы странствий» – это сборник фортепианных пьес. Сборник состоит из 3-х частей: «Год первый» – Швейцария, «Год второй» – Италия, «Год третий» - Рим. Этот сборник был подвержен множеству изменений. Сначала пьесы 1-го тома вошли в сборник «Альбом путешественника», где Лист делился впечатлениями о Швейцарии. Потом он внес ряд изменений и создал из них «Годы странствий» – «Год первый». Во время путешествия по Италии, искусство итальянского возрождения произвело большое впечатление на Листа. Он написал несколько пьес, которые позднее вошли во 2-й том. «Год третий» создавался целых 10 лет – 1867-1877 гг. В нём отразились впечатления композитора о Риме. На сборник оказали влияние и религиозные впечатления Листа.

Название «Годы странствий» (в точном переводе — «Годы паломничества») навеяно «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона, откуда заимствованы эпиграфы большинства пьес «Первого года». Эти эпиграфы, дополняющие и углубляющие программные заголовки, помогают раскрыть поэтический смысл тех впечатлений от швейцарской природы, которыми рождены девять пьес цикла. Лист стремился сделать свой музыкальный замысел возможно более ясным, понятным самым широким кругам слушателей, чему должны были служить и рисунки, предпосланные каждой пьесе в первом издании.

Во «Втором годе странствий» (1838— 1858) семь пьес вдохновлены не картинами природы, а произведениями итальянского искусства — живописи, скульптуры, литературы. Толчком для их возникновения послужили впечатления от путешествия по Италии в 1837—1839 годах. Созданием этих пьес Лист стремился подтвердить постоянно защищавшееся им убеждение, что различные виды искусства связаны между собой, находятся в тесном родстве. Так, согласно его словам, Рафаэль и Микеланджело помогли ему в понимании Моцарта и Бетховена.
«Дополнением» ко «Второму году странствий» служат три пьесы, объединенные общим заголовком «Венеция и Неаполь» (1861). Это блестящие виртуозные транскрипции популярных мелодий: беззаботной песенки «Блондинка в гондоле» венецианского композитора XIX века Перукини; мрачного, трагического напева гондольера из «Отелло» Россини; стремительной итальянской тарантеллы.

«Третий год странствий» (семь пьес), отличный от первых двух и по образам, и по средствам воплощения — более тонким и изысканным,— написан в 1867—1877 годах, когда тревожные раздумья овладели Листом. Вместо романтических томлений по простой жизни поселян, жажды слияния с природой в первой части, вместо полнокровных, пылких чувств, господствующих во второй, в третьей преобладают чувства разочарования и скорби. На первый взгляд композитор обращается здесь к мотивам, родственным «Первому году», вновь воплощая картины природы. Но как различны их настроения! Ныне Лист стремится передать лишь «скорбь и горести всемогущей природы».
Три «года», таким образом, становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.
Цикл «Годы странствий» особенно показателен в плане того, как последовательно проводил Лист мысль о синтезе искусств, как внимательно относился к воплощению своих программных замыслов. Заглавный лист каждой пьесы, помимо поэтических эпиграфов, цитат, целых выдержек из литературных произведений, содержал рисунок, специально выполненный художником Кречмером.







                                       

Комментариев нет:

Отправить комментарий