Страницы

воскресенье, 14 июня 2015 г.

Robert Schumann / Роберт Шуман. Papillions / Цикл «Бабочки» (ор.2, 1831)

           Роберт Шуман. Цикл «Бабочки» (ор.2, 1831)

Одно из самых ранних сочинений великого немецкого романтика — Бабочки, которое можно рассматривать как некую мини-энциклопедию всего фортепианного наследия Шумана. Создание цикла Бабочки относится ко времени студенческой поры композитора 1829–1831 гг. Он сочинял этот опус в Гейдельберге и Лейпциге, когда проявляющаяся натура художника, мечтающего о мире музыки и поэзии, находилась в постоянной конфронтации с чуждыми его сердцу занятиями юридическими науками. «...Вся моя жизнь была двадцатилетней борьбой между поэзией и прозой или, если хочешь, музыкой и юриспруденцией» — писал 30 июля 1830 г. Роберт своей матери. Решающее влияние в то время оказал на Шумана писатель Жан Поль (Фридрих Рихтер, 1763–1825). Родство их душ — в схожем образе мышления, богатом яркими красочными аналогиями.

Одна из наиболее характерных идей Жан Поля нашла свое символическое выражение в образе бабочки. По его представлению, мысли поэта возникают подобно бабочкам, вылетающим из куколок

Сам Шуман усматривал эту близость во многих чертах биографического и психологического планов. Роман Жан-Поля «Озорные годы» стал главным литературным источником шумановских произведений юношеских лет, включая и Бабочки. «Эта книга — своего рода Библия», — писал Роберт своей будущей супруге Кларе Вик. Близнецы Вульт и Вальт — два противоположных, но по сути своей дополняющих друг друга характера — послужили прообразами Флорестана и Эвзебия, ставшими вскоре олицетворением «двойственной натуры» самого Шумана, двух его псевдонимов, которыми Шуман подписывал свои критические статьи, в двух излюбленных образах его программных произведений. Пылкий, мятежный Флорестан и мечтательный Эвзебий — две стороны творческой личности Шумана.


8 мая 1832 г. Шуман пишет своей матери: «Во время работы над Бабочками я явственно почувствовал, как у меня появляется самостоятельность, которая тем не менее большинством критиков ставилась мне в упрек. Теперь Бабочки выпорхнули в широкий, прекрасный весенний мир; сама весна стоит у дверей и смотрит на меня — дитя с небесно-голубыми очами. И ныне я начинаю постигать свое бытие — молчание нарушено...». 
Музыкальная фантазия композитора в Бабочках была ведущей организующей силой, что подчеркивается Шуманом в письме к Г. Фойгт: «Я подставил текст под музыку, а не наоборот — иначе это кажется мне „безумной затеей“.  
В "Бабочках" перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж.П. Рихтера "Озорные  годы". Это два брата (один - мечтательный и задумчивый, другой - порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены.









Frederick Hendrik Kaemmerer 

Комментариев нет:

Отправить комментарий