Страницы

четверг, 21 мая 2015 г.

Сергей Иванович Танеев / Sergey Taneyev. Избранные произведения для хора

Сергей Иванович Танеев / Sergey Taneyev
 Избранные произведения для хора.
"Вечер" соч.27, "Сосна"

Сергей Иванович Танеев — один из крупнейших русских композиторов конца XIX — начала XX столетий. Лучший ученик и друг П.И. Чайковского, учитель С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера и других известных музыкантов, он вошел в историю искусства также как ученый — исследователь проблем полифонии.
Его композиторское наследие обширно и разнообразно: четыре симфонии, две кантаты, большое число хоровых и камерно-инструментальных произведений, опера-трилогия «Орестея», десятки романсов...
Особый, значительный раздел танеевского творчества составляют хоры a cappella, как отдельные, так и объединенные в циклы, в них композитор обращается к поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, Я. Полонского, А. Хомякова, К. Бальмонта.

Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» соч. 27, созданный Танеевым в 1909 году, — признанная вершина русской хоровой музыки. Творческим импульсом для создания цикла явились стихотворения известного русского поэта- лирика Якова Петровича Полонского (1829—1898). Таких монументальных, серьезных и объединенных в большую композицию хоровых сочинений русская музыка еще не знала. Столь свойственные Танееву философичность, высокие помыслы, широкий круг идей нашли воплощение в этом цикле, где проявилось яркое полифоническое дарование композитора.
Благодаря особому отношению к полифонии, Танеев открыл композиторам XX века важнейшие принципы развития музыкального мышления. С творчеством Танеева связан расцвет хоровой музыки в последней четверти XIX — начале XX века. Примечательно, что Танеев выбирает, в отличие от своих предшественников и современников, жанр светского хора a cappella, мотивируя свой выбор тем, что сам он не был религиозным человеком. В письме к Е.В. Богословскому, предложившему С.И. Танееву написать что-нибудь для церковной службы, композитор пишет: «Да я, ведь, неверующий, я не могу писать церковной музыки». Существующие несколько церковных композиций Танеева, относящиеся к раннему периоду творчества, носят характер «упражнения» в овладении жанром a cappella.

Конец XIX века характеризуется значительным повышением интереса к коллективному исполнительству, каковым, прежде всего, является хоровое пение. Создаются профессиональные и любительские певческие хоровые коллективы, хоровые жанры получают большое распространение в композиторском творчестве.
Одной из организаций, начавшей в то время активную концертную и просветительскую деятельность, явилось Русское хоровое общество, Петербургское отделение которого было открыто в 1872 году, Московское — в 1878. Отечественная и зарубежная хоровая музыка звучала также в концертах Синодального хора, Петербургской певческой капеллы, Хора Московского университета, Хора бесплатной музыкальной школы и многих других.
Хоровой цикл на стихи Я. Полонского, соч. 27 был написан в 1909 году и адресован хору Пречистенских курсов для рабочих, открытых в Москве в 1897. В 1906—1913 годах этим хором руководил хормейстер Вячеслав Александрович Булычев (1872—1959), сыгравший видную роль в развитии хорового исполнительства в России.
Впервые этот хор выступил в 1909 году, его количественный состав был 70 человек. Исполнительское искусство коллектива находилось на достаточно высоком уровне, в репертуар хора входили такие произведения, как оратория Гайдна «Времена года», отдельные пьесы Танеева из соч. 27 на стихи Полонского (целиком этот цикл, ввиду его сложности, Хор Пречистенских рабочих курсов не исполнял).
Цикл «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского», соч.27 состоит из трех тетрадей.

Каждая тетрадь состоит из четырех хоров, при этом тетради различаются по количеству голосов. Исполнительская сложность всех без исключения хоров возрастает к финалу цикла.
В четырехголосных, мелодичных по складу пьесах, таких, как «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла...», «Посмотри, какая мгла...», велика роль подголосочной полифонии, ярко выражена звукоизобразительность.
Необыкновенная свобода голосоведения, гибкость, выпуклость и четкость линий, вынесение главной темы на первый план, высокая хоровая техника, превосходная звучность, ясное движение музыкальной мысли вслед за поэтическим текстом — все это составляет богатейший материал как для исполнителей, так и для исследователей музыки. Сложность исполнения этого цикла заключается в полифонической насыщенности ткани, в трудностях интонационно-гармонического языка и певческой техники. Несомненно, эта монументальная хоровая партитура С.И. Танеева входит в «золотой фонд» русского музыкального творчества.






                                                              «Посмотри, какая мгла...» здесь






Комментариев нет:

Отправить комментарий