Страницы

среда, 13 мая 2015 г.

Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov."Весна и Осень" из музыки к кинофильму "Метель"

Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov
"Весна и Осень".
Музыка из кинофильма "Метель"

 «Метель» — сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973 году на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 года.
Кинорежиссер Владимир Басов, приступая к экранизации пушкинской повести «Метель», обратился к композитору Г. Свиридову с просьбой о сочинении музыки к будущему фильм.
Пушкинская повесть «Метель» из цикла «повестей Белкина» была написана в 1830 и издана в 1831 году. И вот через сто тридцать с лишним лет появлялась ее экранизация. Повесть чуточку иронична и лукава. Это литературное произведение давно вошло в классику русской литературы и хорошо известно. Пушкин рассказал полуанекдотическую историю про провинциальную барышню, которая случайно вышла замуж не за того, поскольку ее жених заплутал в метель; тем не менее история счастливо заканчивается новой любовью.
Композитор взялся за эту работу.
Однако он ушел от пушкинского сюжета напрочь, его музыка словно бы и не связана с литературной канвой, она стала самостоятельным действующим лицом фильма, лишь вплетаясь в какие-то фрагменты. Она оказалась лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Зато в ней проявилось совсем другое — настроение, душевность, поэтичность. А еще она стала — шедевром.
Фильм «Метель» вышел в 1964 году.
Музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию — и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса.
Прошло еще много лет, а именно — девять, и в 1973 году композитор Г. Свиридов вернулся к этой музыке, решив переделать разбросанные по фильму музыкальные фрагменты в одно целое. Новое музыкальное произведение было окончено в 1974 году.
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола, колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.
Музыка в сюите разделяется на несколько частей; однако тут у музыковедов ведутся большие споры; кто-то отчетливо видит 7 частей, а кто-то, столь же отчетливо, — 9 частей, причем определяя их по-разному. Музыковед Л. Михеева определяет так:
  • № 1, «Тройка» — эта мелодия явно перекликается си ямщицкими, настолько угадывается в ней бег саней, скользящих по снегу русской зимы за лихой тройкой лошадей.
  • № 2, «Вальс» — открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей), но при этом без пышности и великолепия бального танца.
  • № 3, «Весна и осень» — две крошечные миниатюры.
  • № 4, «Романс»
  • № 5, «Пастораль»
  • № 6, «Военный марш»
  • № 7, «Венчание».
  • № 8, «Отзвуки вальса» — со знакомой по второму номеру мелодией, но более приглушенно, как воспоминание.
  • № 9, «Зимняя дорога» — опять образ тройки, бегущей по снегу и тянущей сани.
Музыка Свиридова как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни. Эта музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.






В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.
Примеры тому – «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью "Весенний зачин".





Константин Маковский
фильм "Неизвестный Свиридов" здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий