Страницы

вторник, 28 апреля 2015 г.

Edvard Hagerup Grieg / Эдвард Григ.Лиричиеские пьесы. Избранное:"Бабочка", "Птичка"

                   Эдвард Григ. "Бабочка", "Птичка"
        
  В цикле «Лирических пьес» раскрывается тенденция Грига к поэтической программности. Этот цикл постепенно занял основное место в его фортепианном творчестве. «Лирические пьесы» стали его дневником, «страницами его жизни». Фортепианные миниатюры Грига – это впечатления, образы и картины, порой мимолётные, иногда уже далёкие, но навсегда запавшие в душу художника. Их внутренняя художественная цель – не воплощение сюжета, а прежде всего передача неуловимых настроений, которые порождаются в нашем сознании образами действительной жизни.

«Весенней сюитой» можно назвать прелестный цикл лирико – пейзажных пьес третьей тетради, пронизанных ощущением лесной свежести. Григ писал их весной и летом в Трольхаугене и Луфтхюсе после долгой и утомительной зимней концертной поездки.
 

Все шесть пьес цикла ор. 43 гармонируют не только по тематике, нои по своему тональному колориту ( преобладание светлых «диезных» тональностей A-dur, Fis-dur). Изысканной грацией ритмики и мелодического рисунка отмечена пьеса- «Бабочка», одно из любимых произведений в концертных программах Грига, сохранившееся в механических записях. Композитор играл её с неподражаемой лёгкостью, изяществом, подчёркивая посредством тончайшего rubato капризный, «полётный» характер этой миниатюры. В гармоническом отношении «Бабочка» - один из лучших образцов утончённого хроматического стиля Грига. Музыка (с её игрой гармонических красок) очень изящна и являет образцы лёгких, прозрачных, ажурных сторон пианизма Грига. Эта музыка соприкасается с Шопеном.





 
 
 «Птичка» - пример редкостного дара Грига немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок. Мелодия пьесы соткана из коротких «поющих» трелей и «скачущего» ритма. Фактура предельно скупа, прозрачна; преобладают яркие звенящие звучания верхнего регистра. Сумрачные тона средней части лишь ярче оттеняют ясность начального образа. «Порхающие» фигурки коды создают ощущение лёгкости, простора. В «Птичке» Григ изысканными средствами рисует в начальных тактах скачущих и прыгающих птичек с их чирикающими мотивами. Этот мотивный материал выстраивается и варьируется по ходу музыкальной пьесы одновременно естественно и логично – так, что целое предстаёт в виде шедевра музыкальной стройности, а ведь пьеса насчитывает всего 36 тактов! Это и есть пример подлинного величия в малом.  Эта музыка несёт в себе отражение мира и природы.


 
 
 
                   

Комментариев нет:

Отправить комментарий