Страницы

среда, 1 апреля 2015 г.

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov. 2 вальса

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov
  2 вальса

"На столе перед нами лежала тетрадь Шопена", — вспоминал ученик А.К. Лядова А.В. Оссовский о весеннем экзамене в Петербургской консерватории в 1897 г. — "Я делал изустный гармонический анализ. А.К. Указал концом карандаша на какую-то ноту. 
— А это что за нота? — Тон, чуждый аккорду. Да. Капризная нотка. И какая вкусная! Вся ведь прелесть искусства в умелом нарушении правил, в этих капризах фантазии".

     Выдающийся педагог, мастер музыкальных миниатюр и тонкий художник Анатолий Константинович Лядов был одним из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», современником Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, а также Рахманинова и Скрябина.

М. Горький сказал: «Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их...».

     Вторая половина XIX – начало XXвв. — период небывалого расцвета русской культуры. Народность и реализм отличают творчество писателей Л. Толстого, А. Островского, И. Тургенева, А. Чехова; художников Перова, Крамского, Репина, Шишкина; музыкантов Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Балакирева.

     В этой атмосфере культурного подъема и сформировался творческий стиль молодого музыканта Анатолия Лядова.

     Не будучи таким плодовитым, как многие его знаменитые современники, Лядов, тем не менее, внес свою лепту в развитие русского искусства, а лучшие его миниатюры прочно вошли в репертуар наших музыкантов.

     Наследие Лядова невелико. Основу его творчества составляют произведения малых форм — фортепьянные, оркестровые и вокальные. Глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы.

Из писем А. Лядова:

    «Я бы не мог ни к какой партии принадлежать, потому что каждая партия заставляет и думать и чувствовать по образцу».

«Любовь во всех видах и формах — мой воздух, мой хлеб, моя вода. Жить и не любить и не быть любимым для меня страшнее всех болезней, страшнее смерти».

    «Купил себе книгу: «И.С. Тургенев. Неизданные письма к госпоже Виардо и его французским друзьям». Тургенев — везде Тургенев, даже и в переводе очарователен. Я Вам не могу передать, какое испытываю наслаждение, читая его. Всё, всё — и мысли, и слог, и расстановка знаков препинания – объедение для меня: смакую, как чудную свежую икру, как стерлядь».

    «Мы все очень мало ценим индивидуальности, мы все хотим, чтобы все люди были, как оловянные солдатики: все одной окраски и из одной коробки. Если кто злится, или любит «по-своему» — это «свое» называют «скверным характером». Только совсем безличные обладают «хорошим характером», т.е. делают все то, что хотят другие. Надо ценить «горькое» в горчице».

Афоризмы  А.К. Лядова:

    «Похвала — воздух, в котором расцветают розы добродетели».

    «Толпа — это чудовище без глаз, без ушей, без обоняния, без осязания...»

    «В искусстве — спасение и ответы на все вопросы».

    «Мысль, что у вас нет заступников, должна подымать, а не пугать».











Комментариев нет:

Отправить комментарий