Страницы

воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov. Альбом пьес для детей (11-17)


Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov 
«Альбом пьес для детей» (11-17)
«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов.

Г.В. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына Георгия и для всех детей (1948г). Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей».
Все мы хорошо знаем, что такое альбом – альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес. 

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности. Редакторы альбома — В. А. Натансон и Л. И. Ройзман — справедливо адресовали его учащимся детских музыкальных школ.

Порядок в расположении пьес естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях в целом: трудность их — будь она главным образом технической или художественно-психологической — постепенно возрастает.

Многогранна образность пьес альбома Свиридова. Здесь и картины природы («Зима», «Дождик»), и жанровые картинки («Парень с гармошкой»), и музыкальные характеристики сказочных персонажей («Колдун»). Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном».

Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встречаем мы в пьесах и элементы звукоподражания («Музыкальный ящик»); порою ощущается влияние «театральной» музыки («Веселый марш»). Но особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским фольклором (отнюдь не только в обработке песни «Звонили звоны» или таких русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой»). Любопытно отметить, что фольклорное начало преломляется иногда через призму традиций русской классической музыки, — например, в «Марше на тему Глинки» или в пьесе «Колдун», заставляющей вспомнить образ Бабы-яги из «Картинок с выставки» Мусоргского.

Большое художественно-педагогическое достоинство пьес альбома Свиридова — в разнообразии их строения, в отсутствии столь частой в детских сборниках стереотипности в области музыкальной формы.

Мы встречаемся с построением пьес и в форме периода («Попрыгунья», «Ласковая просьба»), в трехчастной форме с контрастирующей серединой («Перед сном», «Старинный танец», «Грустная песня») или с развивающей средней частью («Колдун», «Зима»); в рондообразной форме («Парень с гармошкой»); в форме типа рондо-сонаты («Музыкальный момент»); в куплетно-вариационной форме («Колыбельная песенка», «Звонили звоны»); в свободных формах периода единого строения («Веселый марш», «Дождик», «Марш на тему Глинки»). Важно отметить оригинальность структуры формообразующих ячеек: так, I например, пьеса «Зима» начинается со свободного десятитактного проведения темы. Впрочем, оговоримся, что и самые обычные «квадратные» построения неизменно обретают у Свиридова свежесть и самобытность.

Главным достоинством пьес Свиридова является то, что написанные замечательным советским композитором без всяких «скидок» на педагогику в художественном отношении, они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию и педагогической целесообразностью применяемых средств музыкальной выразительности и технических приемов.

Особенно ценным представляется гармонический синтез простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому и разговор композитора с детьми отличается такой естественностью, непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.
Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия».












Комментариев нет:

Отправить комментарий