Страницы

понедельник, 30 марта 2015 г.

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov. Прелюдии (избранное)

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov
Прелюдии. Избранное

Излюбленная музыкальная форма Лядова — небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения — это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме. Творчество Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова для голоса с фортепиано, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.
Лядов всегда тяготел к малой форме. Среди его произведений нет ни больших вокально-симфонических композиций, типа оратории, кантаты, оперы, ни развернутых циклических инструментальных произведений – симфоний, сонат, камерных ансамблей. Излюбленная форма – небольшая вокальная или инструментальная пьеса, сравнительно короткое симфоническое произведение программного характера. Его произведения – это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме, шедевры своего рода.
Излюбленным фортепианным жанром Лядова была прелюдия, привлекавшая его своей гибкостью, способностью передавать различные настроения в сжатой, лаконичной форме. У Лядова много прелюдий оживленного характера, основанных на развитии одного ритмического мотива, что сближает их с этюдами. При этом Лядов достигает обычно большой прозрачности звучания путем мелодизации всей ткани, в частности — гармонического сопровождения в левой руке. Нередко в подобного рода прелюдиях наблюдается полиритмия. Важнейшую роль играют приемы мелодико-ритмического развития, в том числе: полифонические средства, разнохарактерные мелодико-гармонические фигурации, сплетение различных мелодических рисунков, свободные метрические смены. Голосоведение у Лядова изящное, гибкое и всегда логичное.
В прелюдиях большое место занимает лирика. Типичным для музыки Лядова светлым созерцательно-лирическим характером отличается последняя по времени прелюдия ре-бемоль мажор (соч. 57 № 1), появившаяся в начале 900-х годов.
Небольшое число прелюдий отмечено проникновенной, задушевной печалью. Выдающимся произведением подобного рода является прелюдия си минор (соч. 11 № 1). Ее интонационный строй носит ярко выраженный национально-русский характер. В ней использована мелодия народной лирической песни «И что на свете прежестоком» из сборника Балакирева, в которой говорится о горестных переживаниях девушки, покинутой возлюбленным. Лядов изменяет ритм напева, но бережно сохраняет наиболее выразительные мелодические обороты.
По форме прелюдия представляет расширенный период из двух предложений. Обращают на себя внимание тонкие отличия в начале второго предложения по сравнению с первым, связанные с мелодизацией колышущегося триольного сопровождения в левой руке.











Комментариев нет:

Отправить комментарий