Страницы

среда, 22 июня 2016 г.

Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov ,"Ночь" Ор.20 №3;Ор.5 No2; Ор.47

Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov
"Ночь" Ор.20 №3;Ор.5 No2; Ор.47

Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864 года. Он один из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего – церковное пение и народные городские романсы.
«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной» и т.п. У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)  
Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а  первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья.  Но именно романсы и церковные песнопения стали первыми жанрами, в которых композитор испробовал свои силы, а впоследствии самыми популярными жанрами его творчества.
Консерваторию Гречанинов окончил  почти в двадцать девять лет; успел поучиться и  в Москве – у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге у Римского-Корсакова, в чьем классе композиции Гречанинов провел три года – с 1890 по 1893. Еще в Москве в классе Танеева, были написаны пять романсов, которые потом приобрели широкую известность, особенно лермонтовская «Колыбельная», так что даже в статьях, посвященных  80-летию или 90-летию композитора, его именовали «автором знаменитой «Колыбельной». Тогда же появилась и первая – несохранившаяся – «Херувимская песня».
Помимо романсов и экзаменационной кантаты «Самсон», в петербургские годы (а Гречанинов оставался в этом городе еще два года после окончания консерватории) были написаны Первый квартет, получивший Беляевскую премию, Первая симфония, исполненная в Русских симфонических концертах под управлением Римского-Корсакова, и несколько очень удачных светских хоров. Однако постоянной профессиональной работы в Петербурге для Гречанинова не нашлось, и он решил вернуться в Москву: где у него появилась хорошая частная практика со взрослыми и с детьми; вскоре Гречанинов начал преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там  с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в школе Т. Л. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил много фортепианной и хоровой музыки, вплоть до опер; большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты (сборники «Ай, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка», «Ладушки» и т. д.).
Первая и Вторая симфонии как окружают первую оперу композитора и связаны с ней тематически. Из них более привлекательна Первая симфония, законченная летом 1894 года на Волге. В 1896 году Гречанинов приступает к сочинению оперы «Добрыня Никитич».
«Испробовав свои силы в камерном и  симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Начались мои почти ежедневные посещения публичной библиотеки и увлекательно-сосредоточенная работа в тишине уютного зала для чтения. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В. В. Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причем старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)
Поставлен был «Добрыня» в московском  Большом театре 14 октября 1903 года, а до этого большие  фрагменты оперы были показаны в Петербурге на концертах графа А. Д. Шереметева. Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова после его знакомства с клавиром: «В общем, радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую  оперную музыку». В самом начале московского периода Гречанинов начал писать церковную музыку – практически одновременно с А. Д. Кастальским, и очень скоро оба они стали ведущими авторами нового направления. Тогда же, в первые годы развития этого направления, Гречанинов выступил в печати со статьей «О духе церковных песнопений», которая наделала немало шума и стала как бы манифестом новой школы. К 1910 году Гречанинов как автор церковных композиций был очень популярен в России. Музыка его постоянно звучала на концертах, нередко в исполнении автора.
Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях. Гречанинов очень гармонично вошел в музыкальную жизнь России первых десятилетий ХХ века. И потому, несмотря на жесткие подчас замечания критиков, жил как композитор счастливо и находил своего слушателя. Главными ориентирами в расширении художественного мира, в обогащении языка  Гречанинову служили произведения Вагнера и французских композиторов. Безоглядным «модернистом» он не стал, но  в сочинениях  1909-1910 годов в его музыке начали отчетливо проявляться новые мотивы. Наиболее яркое выражение они нашли в опере-мистерии «Сестра Беатриса» по Метерлинку – несколько наивном и провинциальном  образце московского «модерна». Опере предшествовали написанные в новом  стиле вокальные циклы.
«Меня стал не удовлетворять мой несколько устаревший музыкальный язык, и я начал искать новые гармонические сочетания. Романсы мои «Сентябрь и октябрь», «Осенние мотивы» уже носят на себе первые признаки искания нового. За «Осенними мотивами»… последовал ряд сочинений, в которых особенно ярко выявились мои новые приемы. За эту эволюцию моего творчества мне досталось достаточно-таки тогда и от друзей моей музыки, и от критиков. А ныне никто и не замечает какой-то якобы измены себе в этих моих произведениях. Сейчас это все мое, «гречаниновское», и принимается оно как одно целое, органически связанное с моей сущностью». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)         
В 1909-1910 годах Гречанинов завершает оперу «Сестра Беатрис». В 1911-м автор представил ее в Мариинский театр – отказа не последовало, но постановка из-за цензурных соображений не осуществилась. Тогда композитор предложил «Сестру Беатрис» Опере Зимина, и в октябре 1912 года режиссер П. С. Оленин и дирижер И. О. Палицын представили ее московской публике. Против постановки выступили московские церковные круги, усмотревшие кощунство в появлении Мадонны на оперной сцене. После второго представления опера была снята. В дальнейшем Гречанинов пытался неоднократно реанимировать произведение.
Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 года надо признать не его оперы, а музыку к «Снегурочке» Островского. Композитор подробно рассказывает о ней в автобиографии: о своих  сомнениях, можно ли написать после Чайковского и Римского-Корсакова третью «Снегурочку»; об установке, которую ему дал К. С. Станиславский, - сделать так, чтобы музыка не доносилась «из оркестра», а звучала бы в самом действии и «этнографически» соответствовала эпохе и персонажам. Этот новый и оригинальный подход к музыке в драматическом  спектакле имел большой успех. Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и полагалось русскому интеллигенту, с восторгом. Он даже написал в ее честь гимн – «Гимн Свободной России», текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом. Отрезвление пришло после ноябрьских событий 1917 года.
«Москва ранена, святотатственно оскорблена ее святыня. Без боли в сердце невозможно сейчас думать о Москве. Успенский собор с зияющими отверстиями в куполе, Беклемишева башня – без головы. Сильно пострадали Никольские ворота. А ужасная картина, которую представляют из себя Никитские ворота, не подлежит описанию. … Одно зло родит другое, и не видно конца всем ужасам. Но если меня спросить, - может быть, лучше, если бы не было мартовской революции, - я отвечу: нет. Все же сдвиг должен был произойти». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)     
Дальше, по выражению Гречанинова, «пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее он продолжал работать: в 1917 году, под звуки выстрелов сочинялась литургия, в 1919 году была написана Скрипичная соната, в 1920-м началась работа над Третьей симфонией, 1923-м – над Четвертой. Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими концертами в разные города.  С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон, где он получил предложение дать совместно с певицей Т. А. Макухиной несколько концертов в разных городах Европы. В 1924 году друзья предложили Гречанинову еще одну зарубежную концертную поездку.
«Уезжая за границу, я не знал, останусь ли я там навсегда или вернусь обратно в Россию, а потому квартиру свою с роялем, нотной и книжной библиотекой, архивом и многими ценными для меня и дорогими вещами я оставлял все как было. Последний период времени пребывания моего в России был для меня одним из самых счастливых в смысле концертных  выступлений; в Петербурге, где так удачно и с таким успехом были исполнены мои новые квартеты, Третья симфония, цикл песен с квартетом «Мертвые листья» и др., а также несколько удачных концертов в Москве, и среди них с особенным удовлетворением вспоминаю вечер песен и дуэтов с участием артисток Большого театра Барсовой и Обуховой, которые с незабываемым очарованием пели в этот вечер мои новые и старые песни». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)   
Больше в Россию он не вернулся. В многочисленных письмах он объяснял невозможность вернуться, с одной стороны, слабостью здоровья и возрастом – своим и жены, семейными обстоятельствами, а с другой стороны – своей невостребованностью в России как духовного композитора, автора музыки гонимой церкви.
«Я часто жестоко тоскую здесь по всем близким, но как хорошо, что я здесь. В Москве за свои духовные сочинения я, вероятно, был бы лишенцем». 
С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года. В зарубежном периоде творчества Гречаниновым были написаны: Четвертый квартет, Второе фортепианное трио, две фортепианных сонаты, вокальные циклы «Последние цветы» (по Пушкину), три элегии на стихи Баратынского, «Римские сонеты» на стихи Вячеслава Иванова и др. Одно из своих последних крупных произведений кантату «К победе» композитор посвятил в 1943 году победам Советской Армии в Великой отечественной войне. Что касается исполнений, то все его симфонии были сыграны, причем Четвертая и Пятая, созданные за рубежом и наиболее интересные, исполнялись Нью-Йоркским оркестром под управлением Дж. Барбиролли и Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского.  
Д.К. Самин. Сто великих композиторов. М. Изд. Вече, 2002 год. 





А.С. Пушкин
Твой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи тёмной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!...





Сл. В. Курскаго
Тихо... Все полночной мглою 
Очарованное спит;
Только сердцу нет покоя,
Только в нём лишь жизнь кипит.
Чудно! Ночь сама как счастье...
Даже трели соловья 
Дышут правдою безстрастья,
Дышут миром, мир тая.
Даже мертвые каменья, 
Что травою поросли,
Будто знают наслажденье 
В этом сне глухой земли!
Чудно! В сладких грезах тонет 
Жизнь природы... А в груди 
То прошепчет, то простонет:
Утра свет! скорей, скорей приди!



Поликсена Сергеевна Соловьева (1867 - 1924)
Ночь и тишина.
Полная луна
Лишь одна не спит,
Ходит да глядит,
Как в лесу глухом
Под корявым пнём
Мох зашевелился,
Гриб на свет родился.

Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov ,"Ночь" Ор.20 №3;Ор.5 No2; Ор.47

Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov
"Ночь" Ор.20 №3;Ор.5 No2; Ор.47

Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864 года. Он один из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего – церковное пение и народные городские романсы.
«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной» и т.п. У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)  
Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а  первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья.  Но именно романсы и церковные песнопения стали первыми жанрами, в которых композитор испробовал свои силы, а впоследствии самыми популярными жанрами его творчества.
Консерваторию Гречанинов окончил  почти в двадцать девять лет; успел поучиться и  в Москве – у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге у Римского-Корсакова, в чьем классе композиции Гречанинов провел три года – с 1890 по 1893. Еще в Москве в классе Танеева, были написаны пять романсов, которые потом приобрели широкую известность, особенно лермонтовская «Колыбельная», так что даже в статьях, посвященных  80-летию или 90-летию композитора, его именовали «автором знаменитой «Колыбельной». Тогда же появилась и первая – несохранившаяся – «Херувимская песня».
Помимо романсов и экзаменационной кантаты «Самсон», в петербургские годы (а Гречанинов оставался в этом городе еще два года после окончания консерватории) были написаны Первый квартет, получивший Беляевскую премию, Первая симфония, исполненная в Русских симфонических концертах под управлением Римского-Корсакова, и несколько очень удачных светских хоров. Однако постоянной профессиональной работы в Петербурге для Гречанинова не нашлось, и он решил вернуться в Москву: где у него появилась хорошая частная практика со взрослыми и с детьми; вскоре Гречанинов начал преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там  с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в школе Т. Л. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил много фортепианной и хоровой музыки, вплоть до опер; большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты (сборники «Ай, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка», «Ладушки» и т. д.).
Первая и Вторая симфонии как окружают первую оперу композитора и связаны с ней тематически. Из них более привлекательна Первая симфония, законченная летом 1894 года на Волге. В 1896 году Гречанинов приступает к сочинению оперы «Добрыня Никитич».
«Испробовав свои силы в камерном и  симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Начались мои почти ежедневные посещения публичной библиотеки и увлекательно-сосредоточенная работа в тишине уютного зала для чтения. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В. В. Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причем старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)
Поставлен был «Добрыня» в московском  Большом театре 14 октября 1903 года, а до этого большие  фрагменты оперы были показаны в Петербурге на концертах графа А. Д. Шереметева. Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова после его знакомства с клавиром: «В общем, радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую  оперную музыку». В самом начале московского периода Гречанинов начал писать церковную музыку – практически одновременно с А. Д. Кастальским, и очень скоро оба они стали ведущими авторами нового направления. Тогда же, в первые годы развития этого направления, Гречанинов выступил в печати со статьей «О духе церковных песнопений», которая наделала немало шума и стала как бы манифестом новой школы. К 1910 году Гречанинов как автор церковных композиций был очень популярен в России. Музыка его постоянно звучала на концертах, нередко в исполнении автора.
Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях. Гречанинов очень гармонично вошел в музыкальную жизнь России первых десятилетий ХХ века. И потому, несмотря на жесткие подчас замечания критиков, жил как композитор счастливо и находил своего слушателя. Главными ориентирами в расширении художественного мира, в обогащении языка  Гречанинову служили произведения Вагнера и французских композиторов. Безоглядным «модернистом» он не стал, но  в сочинениях  1909-1910 годов в его музыке начали отчетливо проявляться новые мотивы. Наиболее яркое выражение они нашли в опере-мистерии «Сестра Беатриса» по Метерлинку – несколько наивном и провинциальном  образце московского «модерна». Опере предшествовали написанные в новом  стиле вокальные циклы.
«Меня стал не удовлетворять мой несколько устаревший музыкальный язык, и я начал искать новые гармонические сочетания. Романсы мои «Сентябрь и октябрь», «Осенние мотивы» уже носят на себе первые признаки искания нового. За «Осенними мотивами»… последовал ряд сочинений, в которых особенно ярко выявились мои новые приемы. За эту эволюцию моего творчества мне досталось достаточно-таки тогда и от друзей моей музыки, и от критиков. А ныне никто и не замечает какой-то якобы измены себе в этих моих произведениях. Сейчас это все мое, «гречаниновское», и принимается оно как одно целое, органически связанное с моей сущностью». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)         
В 1909-1910 годах Гречанинов завершает оперу «Сестра Беатрис». В 1911-м автор представил ее в Мариинский театр – отказа не последовало, но постановка из-за цензурных соображений не осуществилась. Тогда композитор предложил «Сестру Беатрис» Опере Зимина, и в октябре 1912 года режиссер П. С. Оленин и дирижер И. О. Палицын представили ее московской публике. Против постановки выступили московские церковные круги, усмотревшие кощунство в появлении Мадонны на оперной сцене. После второго представления опера была снята. В дальнейшем Гречанинов пытался неоднократно реанимировать произведение.
Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 года надо признать не его оперы, а музыку к «Снегурочке» Островского. Композитор подробно рассказывает о ней в автобиографии: о своих  сомнениях, можно ли написать после Чайковского и Римского-Корсакова третью «Снегурочку»; об установке, которую ему дал К. С. Станиславский, - сделать так, чтобы музыка не доносилась «из оркестра», а звучала бы в самом действии и «этнографически» соответствовала эпохе и персонажам. Этот новый и оригинальный подход к музыке в драматическом  спектакле имел большой успех. Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и полагалось русскому интеллигенту, с восторгом. Он даже написал в ее честь гимн – «Гимн Свободной России», текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом. Отрезвление пришло после ноябрьских событий 1917 года.
«Москва ранена, святотатственно оскорблена ее святыня. Без боли в сердце невозможно сейчас думать о Москве. Успенский собор с зияющими отверстиями в куполе, Беклемишева башня – без головы. Сильно пострадали Никольские ворота. А ужасная картина, которую представляют из себя Никитские ворота, не подлежит описанию. … Одно зло родит другое, и не видно конца всем ужасам. Но если меня спросить, - может быть, лучше, если бы не было мартовской революции, - я отвечу: нет. Все же сдвиг должен был произойти». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)     
Дальше, по выражению Гречанинова, «пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее он продолжал работать: в 1917 году, под звуки выстрелов сочинялась литургия, в 1919 году была написана Скрипичная соната, в 1920-м началась работа над Третьей симфонией, 1923-м – над Четвертой. Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими концертами в разные города.  С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон, где он получил предложение дать совместно с певицей Т. А. Макухиной несколько концертов в разных городах Европы. В 1924 году друзья предложили Гречанинову еще одну зарубежную концертную поездку.
«Уезжая за границу, я не знал, останусь ли я там навсегда или вернусь обратно в Россию, а потому квартиру свою с роялем, нотной и книжной библиотекой, архивом и многими ценными для меня и дорогими вещами я оставлял все как было. Последний период времени пребывания моего в России был для меня одним из самых счастливых в смысле концертных  выступлений; в Петербурге, где так удачно и с таким успехом были исполнены мои новые квартеты, Третья симфония, цикл песен с квартетом «Мертвые листья» и др., а также несколько удачных концертов в Москве, и среди них с особенным удовлетворением вспоминаю вечер песен и дуэтов с участием артисток Большого театра Барсовой и Обуховой, которые с незабываемым очарованием пели в этот вечер мои новые и старые песни». (А. Т. Гречанинов «Моя жизнь»)   
Больше в Россию он не вернулся. В многочисленных письмах он объяснял невозможность вернуться, с одной стороны, слабостью здоровья и возрастом – своим и жены, семейными обстоятельствами, а с другой стороны – своей невостребованностью в России как духовного композитора, автора музыки гонимой церкви.
«Я часто жестоко тоскую здесь по всем близким, но как хорошо, что я здесь. В Москве за свои духовные сочинения я, вероятно, был бы лишенцем». 
С 1925 по 1939 год композитор живет в Париже, а затем переезжает в США, где остается до самой смерти 4 января 1956 года. В зарубежном периоде творчества Гречаниновым были написаны: Четвертый квартет, Второе фортепианное трио, две фортепианных сонаты, вокальные циклы «Последние цветы» (по Пушкину), три элегии на стихи Баратынского, «Римские сонеты» на стихи Вячеслава Иванова и др. Одно из своих последних крупных произведений кантату «К победе» композитор посвятил в 1943 году победам Советской Армии в Великой отечественной войне. Что касается исполнений, то все его симфонии были сыграны, причем Четвертая и Пятая, созданные за рубежом и наиболее интересные, исполнялись Нью-Йоркским оркестром под управлением Дж. Барбиролли и Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского.  
Д.К. Самин. Сто великих композиторов. М. Изд. Вече, 2002 год. 





А.С. Пушкин
Твой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи тёмной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!...





Сл. В. Курскаго
Тихо... Все полночной мглою 
Очарованное спит;
Только сердцу нет покоя,
Только в нём лишь жизнь кипит.
Чудно! Ночь сама как счастье...
Даже трели соловья 
Дышут правдою безстрастья,
Дышут миром, мир тая.
Даже мертвые каменья, 
Что травою поросли,
Будто знают наслажденье 
В этом сне глухой земли!
Чудно! В сладких грезах тонет 
Жизнь природы... А в груди 
То прошепчет, то простонет:
Утра свет! скорей, скорей приди!



Поликсена Сергеевна Соловьева (1867 - 1924)
Ночь и тишина.
Полная луна
Лишь одна не спит,
Ходит да глядит,
Как в лесу глухом
Под корявым пнём
Мох зашевелился,
Гриб на свет родился.

вторник, 21 июня 2016 г.

Edvard Grieg / Эдвард Григ, 4 Humoresques, Op.6,1865

Edvard Grieg / Эдвард Григ
4 Humoresques, Op.6

«Я записывал народную музыку моей страны. Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины, и из этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство».
Эдвард Григ

Европейски образованный музы­кант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием ра­ботать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музы­кальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копен­гаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.
Годы, проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искус­ством. Он знакомится с видными ее представителями, напри­мер, со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристиа­ном Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.
В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного во­площения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.
Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал те твор­ческие поиски Грига, которые вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления, как норвежского национального композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвеж­скую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призва­ние и натуру”.
Стремление молодых композиторов к развитию националь­ной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской му­зыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество “Евтерпа”, которое должно было знакомить публику с произ­ведениями композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной, просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.
В годы жизни в Копенгагене (1863—1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “Юморески”, со­нату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.
В тонких, лирических “Поэтических картинках” (1863) еще очень робко пробиваются национальные черты. Ритми­ческая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встре­чается в норвежской народной музыке; она стала характер­на для многих мелодий Грига. Изящные и простые очерта­ния мелодии в пятой “картинке” напоминают некоторые из народных песен. В сочных жанровых зарисовках “Юморесок” (1865) го­раздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестко­ватые гармонические сочетания; встречается лидийская ла­довая окраска, характерная для народной музыки. Однако в “Юморесках” еще чувствуется влияние Шопена (его мазу­рок)—композитора, которого Григ, по собственному призна­нию, “обожал”.
В одно время с “Юморесками” появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внеш­ним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют ти­пичный для Грига образный строй.
Юморески Эдварда Грига (4 Юморески для фортепиано ор. 6, 1865) - род жанровых зарисовок, в которых нашли отражение самобытные черты норвежской народной музыки.

 


 
 
P.S. По вопросам приобретения данной работы обращаться на мою почту:
nrudnik9@gmail.com