Страницы

понедельник, 30 ноября 2015 г.

«Сронила колечко»- Русская народная песня; Robert Schumann / Роберт Шуман. «Любовь и жизнь женщины» №4, «Колечко золотое»

                  «Сронила колечко»  Русская народная песня
             Роберт Шуман. «Любовь и жизнь женщины»
                                 №4 «Колечко золотое»






Сронила колечко
(русская народная песня)

Сронила колечко
Со правой руки.
Забилось сердечко
О милой дружке.

Ушел он далеко,
Ушел по весне,
Не знаю, искать где,
В какой стороне.

У белой березки
Вечерней порой
Я жду – не дождуся
Милого домой.

Надену я платье
К милому пойду,
А месяц дорожку
Укажет к нему.





"Du Ring an meinem Finger"
di Adelbert von Chamisso (1781-1838)

Du Ring an meinem Finger,
Mein goldenes Ringelein,
Ich drücke dich fromm an die Lippen,
Dich fromm an das Herze mein.
Ich hatt ihn ausgeträumet,
Der Kindheit friedlich schönen Traum,
Ich fand allein mich, verloren
Im öden, unendlichen Raum.
Du Ring an meinem Finger
Da hast du mich erst belehrt,
Hast meinem Blick erschlossen
Des Lebens unendlichen, tiefen Wert.
Ich will ihm dienen, ihm leben,
Ihm angehören ganz,
Hin selber mich geben und finden
Verklärt mich in seinem Glanz.
Du Ring an meinem Finger,
Mein goldenes Ringelein,
Ich drücke dich fromm an die Lippen
Dich fromm an das Herze mein.

1840 год был знаменательным в жизни Шумана. Завершилась многолетняя «борьба за Клару», дочь крупнейшего лейпцигского педагога Фридриха Вика, у которого Шуман жил, беря уроки фортепиано. Будучи моложе Шумана на 9 лет, Клара была уже известна как выдающаяся пианистка, но отец всеми силами противился ее стремлению соединить свою судьбу с Шуманом. И хотя во второй половине 30-х годов Шуман создает множество оригинальных фортепианных сочинений, публикует статьи в основанном им «Новом музыкальном журнале», Вик отказывает ему от дома и на протяжении 5 лет всячески чернит в глазах дочери.
Последняя попытка Шумана получить согласие Вика на брак завершается обращением влюбленных в суд. Судебное разбирательство продолжается больше года и изобилует крайне неприятными эпизодами, так что за Шумана вынуждена вступиться общественность. Лишь через 13 месяцев суд выносит решение в пользу Шумана, и 12 сентября 1840 года влюбленные венчаются. Этот счастливый поворот в жизни Шумана рождает бурный прилив творческих сил, прежде всего в вокальном жанре, ранее почти не привлекавшем композитора. За 1840 год им написано более 130 песен, в том числе лучшие вокальные циклы. Среди них «Любовь и жизнь женщины» на стихи Шамиссо, посвященный Освальду Лоренцу, органисту и учителю пения, дважды исполнявшему вместо Шумана обязанности редактора «Нового музыкального журнала».
Адальберт фон Шамиссо (1781—1838), немецкий поэт-романтик и ученый, был лотарингским графом, сыном французского эмигранта, бежавшего от революции. Паж прусской королевы, окончив военное училище, он стал прусским офицером. Когда родители вернулись во Францию, 20-летний Шамиссо остался в Германии и занялся литературой, а приехав несколько лет спустя в столицу Франции, по собственным словам, «нигде не чувствовал себя до такой степени немцем, как в Париже». В 1812 году Шамиссо окончательно связал судьбу с Германией, которая стала его второй родиной. Кстати, он сам выбрал себе немецкое имя вместо французских Луи Шарль Аделаида, данных ему при рождении. Шамиссо становится студентом Берлинского университета, где увлекается ботаникой, в 1815 году отправляется в 3-летнее кругосветное путешествие с русской научной экспедицией на корабле «Рюрик» и с 20-х годов до смерти работает в качестве ботаника в различных учреждениях. Тогда же он пишет свои лучшие стихотворения и поэмы, в том числе «Бестужев», издает «Немецкий альманах муз», где печатает Гейне, занимается переводами. Стихи Шамиссо приобретают широкую популярность («народ поет мои песни», — утверждает он), особенно любовные и посвященные жизни семьи, поэтизирующие будни. К ним относится и цикл «Любовь и жизнь женщины» (1830), рассказывающий незамысловатую историю о первой встрече, обручении, свадьбе, рождении ребенка и смерти мужа героини.
«Любовь и жизнь женщины» — цикл, состоящий из 8 песен, в которых господствуют светлые чувства; вместо обычного для романтиков конфликта с окружающими людьми и миром — радостное приятие их. Это мало характерное для Шумана содержание получило и более простое, чем в других его песнях, воплощение. Здесь меньше внимания к слову, декламации, преобладают напевные простодушные мелодии с обилием повторов, куплетные или трехчастные формы.

А. Кенигсберг

«Сронила колечко»- Русская народная песня; Robert Schumann / Роберт Шуман. «Любовь и жизнь женщины» №4, «Колечко золотое»

                  «Сронила колечко»  Русская народная песня
             Роберт Шуман. «Любовь и жизнь женщины»
                                 №4 «Колечко золотое»






Сронила колечко
(русская народная песня)

Сронила колечко
Со правой руки.
Забилось сердечко
О милой дружке.

Ушел он далеко,
Ушел по весне,
Не знаю, искать где,
В какой стороне.

У белой березки
Вечерней порой
Я жду – не дождуся
Милого домой.

Надену я платье
К милому пойду,
А месяц дорожку
Укажет к нему.





"Du Ring an meinem Finger"
di Adelbert von Chamisso (1781-1838)

Du Ring an meinem Finger,
Mein goldenes Ringelein,
Ich drücke dich fromm an die Lippen,
Dich fromm an das Herze mein.
Ich hatt ihn ausgeträumet,
Der Kindheit friedlich schönen Traum,
Ich fand allein mich, verloren
Im öden, unendlichen Raum.
Du Ring an meinem Finger
Da hast du mich erst belehrt,
Hast meinem Blick erschlossen
Des Lebens unendlichen, tiefen Wert.
Ich will ihm dienen, ihm leben,
Ihm angehören ganz,
Hin selber mich geben und finden
Verklärt mich in seinem Glanz.
Du Ring an meinem Finger,
Mein goldenes Ringelein,
Ich drücke dich fromm an die Lippen
Dich fromm an das Herze mein.

1840 год был знаменательным в жизни Шумана. Завершилась многолетняя «борьба за Клару», дочь крупнейшего лейпцигского педагога Фридриха Вика, у которого Шуман жил, беря уроки фортепиано. Будучи моложе Шумана на 9 лет, Клара была уже известна как выдающаяся пианистка, но отец всеми силами противился ее стремлению соединить свою судьбу с Шуманом. И хотя во второй половине 30-х годов Шуман создает множество оригинальных фортепианных сочинений, публикует статьи в основанном им «Новом музыкальном журнале», Вик отказывает ему от дома и на протяжении 5 лет всячески чернит в глазах дочери.
Последняя попытка Шумана получить согласие Вика на брак завершается обращением влюбленных в суд. Судебное разбирательство продолжается больше года и изобилует крайне неприятными эпизодами, так что за Шумана вынуждена вступиться общественность. Лишь через 13 месяцев суд выносит решение в пользу Шумана, и 12 сентября 1840 года влюбленные венчаются. Этот счастливый поворот в жизни Шумана рождает бурный прилив творческих сил, прежде всего в вокальном жанре, ранее почти не привлекавшем композитора. За 1840 год им написано более 130 песен, в том числе лучшие вокальные циклы. Среди них «Любовь и жизнь женщины» на стихи Шамиссо, посвященный Освальду Лоренцу, органисту и учителю пения, дважды исполнявшему вместо Шумана обязанности редактора «Нового музыкального журнала».
Адальберт фон Шамиссо (1781—1838), немецкий поэт-романтик и ученый, был лотарингским графом, сыном французского эмигранта, бежавшего от революции. Паж прусской королевы, окончив военное училище, он стал прусским офицером. Когда родители вернулись во Францию, 20-летний Шамиссо остался в Германии и занялся литературой, а приехав несколько лет спустя в столицу Франции, по собственным словам, «нигде не чувствовал себя до такой степени немцем, как в Париже». В 1812 году Шамиссо окончательно связал судьбу с Германией, которая стала его второй родиной. Кстати, он сам выбрал себе немецкое имя вместо французских Луи Шарль Аделаида, данных ему при рождении. Шамиссо становится студентом Берлинского университета, где увлекается ботаникой, в 1815 году отправляется в 3-летнее кругосветное путешествие с русской научной экспедицией на корабле «Рюрик» и с 20-х годов до смерти работает в качестве ботаника в различных учреждениях. Тогда же он пишет свои лучшие стихотворения и поэмы, в том числе «Бестужев», издает «Немецкий альманах муз», где печатает Гейне, занимается переводами. Стихи Шамиссо приобретают широкую популярность («народ поет мои песни», — утверждает он), особенно любовные и посвященные жизни семьи, поэтизирующие будни. К ним относится и цикл «Любовь и жизнь женщины» (1830), рассказывающий незамысловатую историю о первой встрече, обручении, свадьбе, рождении ребенка и смерти мужа героини.
«Любовь и жизнь женщины» — цикл, состоящий из 8 песен, в которых господствуют светлые чувства; вместо обычного для романтиков конфликта с окружающими людьми и миром — радостное приятие их. Это мало характерное для Шумана содержание получило и более простое, чем в других его песнях, воплощение. Здесь меньше внимания к слову, декламации, преобладают напевные простодушные мелодии с обилием повторов, куплетные или трехчастные формы.

А. Кенигсберг

воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Gaetano Donizetti / Гаэтано Доницетти.Lucia di Lammermoor Nr. 14 O giusto cielo;Charles Dancla - sur un Thême de Donizetti

            Gaetano Donizetti / Гаэтано Доницетти.
Lucia di Lammermoor / «Лючия ди Ламмермур»,  Nr. 14 O giusto cielo
Charles Dancla 6 Airs variés, Series I, Op.89 - sur un Thême de Donizetti (No.4)

Мелодии Доницетти своей шутливой веселостью радуют свет.
Г. Гейне

Доницетти — высокопрогрессивный талант, обнаруживающий тенденции Возрождения.
Дж. Мадзини

Музыка Доницетти прекрасна, великолепна, изумительна!
В. Беллини

Доменико Гаэтано Мариа Доницетти (итал. Domenico Gaetano Maria Donizetti ; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848, там же) — итальянский оперный композитор, автор 74 опер. Вершины творчества композитора — оперы «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка» и «Дон Паскуале».
Г. Доницетти — представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто — появился на оперном горизонте Италии в то время, когда «умирал Беллини и молчал Россини». Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования. Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы («Линда ди Шамуни» — 1842, «Джемма ди Вержди» — 1834), историко-героические драмы («Велизарио» — 1836, «Осада Кале» — 1836, «Торквато Тассо» — 1833, «Мария Стюарт» — 1835, «Марина Фальеро» — 1835), лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур» — 1835, «Фаворитка» — 1840, «Мария ди Роган» — 1843), трагические мелодрамы («Лукреция Борджа» — 1833, «Анна Болейн» — 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы («Замок инвалидов» — 1826, «Новый Пурсоньяк» — 1828, «Сумасшедшие по заказу» — 1830), комические оперы («Любовный напиток» — 1832, «Дон Паскуале» — 1843), комические оперы с разговорными диалогами («Дочь полка» — 1840, «Рита» — поставлена в 1860) и собственно оперы-buffa («Гувернер в затруднении» — 1824, «Ночной звонок» — 1836).
Оперы Доницетти — плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.
В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е — первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы «всегда свежая, всегда прелестная» (А. Серов) опера «Любовный напиток»; «один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы» (Дж. Донати-Петтени) «Дон Паскуале»; «Лючия ди Ламмермур», где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).
Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: «Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев» (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. «Мое рождение покрыто тайной», — писал композитор, — «ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда». Родители Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: «Пигмалион», «Олимпиада» и «Гнев Ахилла», а уже в 1818 г. его опера «Энрико, граф Бургундский» была с успехом поставлена в Венеции. Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы «Зораида Гранатская». Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем — родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: «Я один на земле, и я еще жив!» — в отчаянии написал Доницетти. От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, «Дочь полка», изящную «Фаворитку». Оба этих сочинения, а также интеллектуальный «Полиевкт» были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти — «Катарина Корнаро». Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.
Искусство Доницетти, представлявшее декоративный певческий стиль, было органичным и естественным. «Доницетти вбирал в себя все радости и печали, волнения и заботы, все устремления простых людей к любви и красоте и потом выражал их в прекрасных мелодиях, которые до сих пор живут в сердце народа» (Донати-Петтени).
М. Дворкина

 


 
 
 
Лючия ди Ламмермур (итал. Lucia di Lammermoor) — трагическая опера (итал. dramma tragico) в трёх актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто Сальваторе Каммарано по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» (1819). Премьера оперы состоялась 26 сентября 1835 года в театре Сан-Карло в Неаполе.

Впоследствии Доницетти написал ещё и французскую версию этой оперы, премьера которой состоялась 6 августа 1839 г. в театре «Ренессанс» в Париже.

Опера считается одним из лучших образцов стиля бельканто и занимает прочное место в репертуаре практически всех оперных театров мира.

До Доницетти сюжет романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» был уже несколько раз использован в операх. Появились «Ламмермурская невеста» композитора М. Карафы де Колобрано на либретто Джузеппе Балокки (1829), И. Бредаля на либретто Х. К. Андерсена, А. Маццукато на либретто Пьетро Бельтрама (1834). Новая опера вытеснила все предыдущие из репертуара.



 




 
 
Жан-Батист Шарль Данкла или Данкля (фр. Jean Baptiste Charles Dancla; 19 декабря 1817(18171219), Баньер-де-Бигор, Франция — 10 октября 1907, Тунис, Тунис) — французский скрипач и композитор. Брат скрипача Леопольда Данкла и виолончелиста Арно Данкла.
Когда Шарлю Данклю было девять лет, его игру услышал в Бордо Пьер Роде и, впечатлённый, рекомендовал юное дарование Пьеру Байо, Луиджи Керубини и Рудольфу Крейцеру. После этого Данкла был принят в Парижскую консерваторию, в класс Пьера Байо по скрипке. В 1830 году с ним занимался техникой Никколо Паганини, также Данкла брал уроки у Анри Вьетана. Кроме того, Данкла занимался в классе композиции Фроманталя Галеви, в 1838 году получил Вторую Римскую премию.
С 1835 года Данкла был одним из солистов в оркестре парижской Опера-Комик. В 1841 году он поступил на место вице-концертмейстера в Оркестр концертного общества Парижской консерватории, в 1861—1863 годах был его концертмейстером, претендовал и на место главного дирижёра, однако безуспешно. Он был известен также как ансамблист, с 1837 года играл вторую скрипку в квартете Дельфена Аляра, а в 1838 году возглавил собственный квартет, действовавший до 1870 года. В 1857—1892 годах — профессор Парижской консерватории.
Данкла написал шесть симфоний, шесть скрипичных концертов и две концертные симфонии для скрипки с оркестром, ряд струнных квартетов, трио, дуэтов для двух скрипок, 30 сочинений для скрипки и фортепиано. Шесть вариаций Данкла Op. 89 написаны на темы Пуччини, Россини, Беллини, Доницетти, Вайгля и Меркаданте. Кроме того, Данкла принадлежит несколько учебных пособий. Опубликовал книги «Композиторы-дирижёры» (фр. Les Compositeurs chefs d'orchestre; 1873) и «Музыкальная смесь» (фр. Miscellanées musicales; 1876), а также книгу воспоминаний (фр. Notes et souvenirs; 1893, второе издание 1898, английский перевод 1981).
 

Gaetano Donizetti / Гаэтано Доницетти.Lucia di Lammermoor Nr. 14 O giusto cielo;Charles Dancla - sur un Thême de Donizetti

            Gaetano Donizetti / Гаэтано Доницетти.
Lucia di Lammermoor / «Лючия ди Ламмермур»,  Nr. 14 O giusto cielo
Charles Dancla 6 Airs variés, Series I, Op.89 - sur un Thême de Donizetti (No.4)

Мелодии Доницетти своей шутливой веселостью радуют свет.
Г. Гейне

Доницетти — высокопрогрессивный талант, обнаруживающий тенденции Возрождения.
Дж. Мадзини

Музыка Доницетти прекрасна, великолепна, изумительна!
В. Беллини

Доменико Гаэтано Мариа Доницетти (итал. Domenico Gaetano Maria Donizetti ; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848, там же) — итальянский оперный композитор, автор 74 опер. Вершины творчества композитора — оперы «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка» и «Дон Паскуале».
Г. Доницетти — представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто — появился на оперном горизонте Италии в то время, когда «умирал Беллини и молчал Россини». Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования. Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы («Линда ди Шамуни» — 1842, «Джемма ди Вержди» — 1834), историко-героические драмы («Велизарио» — 1836, «Осада Кале» — 1836, «Торквато Тассо» — 1833, «Мария Стюарт» — 1835, «Марина Фальеро» — 1835), лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур» — 1835, «Фаворитка» — 1840, «Мария ди Роган» — 1843), трагические мелодрамы («Лукреция Борджа» — 1833, «Анна Болейн» — 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы («Замок инвалидов» — 1826, «Новый Пурсоньяк» — 1828, «Сумасшедшие по заказу» — 1830), комические оперы («Любовный напиток» — 1832, «Дон Паскуале» — 1843), комические оперы с разговорными диалогами («Дочь полка» — 1840, «Рита» — поставлена в 1860) и собственно оперы-buffa («Гувернер в затруднении» — 1824, «Ночной звонок» — 1836).
Оперы Доницетти — плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.
В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е — первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы «всегда свежая, всегда прелестная» (А. Серов) опера «Любовный напиток»; «один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы» (Дж. Донати-Петтени) «Дон Паскуале»; «Лючия ди Ламмермур», где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).
Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: «Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев» (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. «Мое рождение покрыто тайной», — писал композитор, — «ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда». Родители Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: «Пигмалион», «Олимпиада» и «Гнев Ахилла», а уже в 1818 г. его опера «Энрико, граф Бургундский» была с успехом поставлена в Венеции. Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы «Зораида Гранатская». Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем — родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: «Я один на земле, и я еще жив!» — в отчаянии написал Доницетти. От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, «Дочь полка», изящную «Фаворитку». Оба этих сочинения, а также интеллектуальный «Полиевкт» были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти — «Катарина Корнаро». Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.
Искусство Доницетти, представлявшее декоративный певческий стиль, было органичным и естественным. «Доницетти вбирал в себя все радости и печали, волнения и заботы, все устремления простых людей к любви и красоте и потом выражал их в прекрасных мелодиях, которые до сих пор живут в сердце народа» (Донати-Петтени).
М. Дворкина

 


 
 
 
Лючия ди Ламмермур (итал. Lucia di Lammermoor) — трагическая опера (итал. dramma tragico) в трёх актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто Сальваторе Каммарано по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» (1819). Премьера оперы состоялась 26 сентября 1835 года в театре Сан-Карло в Неаполе.

Впоследствии Доницетти написал ещё и французскую версию этой оперы, премьера которой состоялась 6 августа 1839 г. в театре «Ренессанс» в Париже.

Опера считается одним из лучших образцов стиля бельканто и занимает прочное место в репертуаре практически всех оперных театров мира.

До Доницетти сюжет романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» был уже несколько раз использован в операх. Появились «Ламмермурская невеста» композитора М. Карафы де Колобрано на либретто Джузеппе Балокки (1829), И. Бредаля на либретто Х. К. Андерсена, А. Маццукато на либретто Пьетро Бельтрама (1834). Новая опера вытеснила все предыдущие из репертуара.



 




 
 
Жан-Батист Шарль Данкла или Данкля (фр. Jean Baptiste Charles Dancla; 19 декабря 1817(18171219), Баньер-де-Бигор, Франция — 10 октября 1907, Тунис, Тунис) — французский скрипач и композитор. Брат скрипача Леопольда Данкла и виолончелиста Арно Данкла.
Когда Шарлю Данклю было девять лет, его игру услышал в Бордо Пьер Роде и, впечатлённый, рекомендовал юное дарование Пьеру Байо, Луиджи Керубини и Рудольфу Крейцеру. После этого Данкла был принят в Парижскую консерваторию, в класс Пьера Байо по скрипке. В 1830 году с ним занимался техникой Никколо Паганини, также Данкла брал уроки у Анри Вьетана. Кроме того, Данкла занимался в классе композиции Фроманталя Галеви, в 1838 году получил Вторую Римскую премию.
С 1835 года Данкла был одним из солистов в оркестре парижской Опера-Комик. В 1841 году он поступил на место вице-концертмейстера в Оркестр концертного общества Парижской консерватории, в 1861—1863 годах был его концертмейстером, претендовал и на место главного дирижёра, однако безуспешно. Он был известен также как ансамблист, с 1837 года играл вторую скрипку в квартете Дельфена Аляра, а в 1838 году возглавил собственный квартет, действовавший до 1870 года. В 1857—1892 годах — профессор Парижской консерватории.
Данкла написал шесть симфоний, шесть скрипичных концертов и две концертные симфонии для скрипки с оркестром, ряд струнных квартетов, трио, дуэтов для двух скрипок, 30 сочинений для скрипки и фортепиано. Шесть вариаций Данкла Op. 89 написаны на темы Пуччини, Россини, Беллини, Доницетти, Вайгля и Меркаданте. Кроме того, Данкла принадлежит несколько учебных пособий. Опубликовал книги «Композиторы-дирижёры» (фр. Les Compositeurs chefs d'orchestre; 1873) и «Музыкальная смесь» (фр. Miscellanées musicales; 1876), а также книгу воспоминаний (фр. Notes et souvenirs; 1893, второе издание 1898, английский перевод 1981).